Наши партнеры

Msk.sgorod.net - Детская площадка в саду.

ЛЕОН ДЕ ГРЕЙФФ (LEÓN DE GREIFF. 1895-1976)

ЛИТЕРАТУРА КОЛУМБИИ

— автор незаурядно оригинальных стихов, поражающих богатством образов и лексики, признанный реформатор испаноязычной поэзии; критики называли его «алхимиком слова», Гонгорой XX века. Полное имя поэта — Франсиско де Асис Леон Бохислао де Грейфф Хёслер, в его родословной имелись германо-скандинавские и славянские корни. Детство и юность де Грейффа прошли в родном Медельине, где он учился в лицее, а потом в горном институте, но отовсюду он был отчислен, поскольку бунтарский дух и необузданный темперамент приводили к конфликтам. С 1913 г. начал публиковать свои произведения, а в 1915 г. возглавил появившийся в Медельине литературный журнал «Паниды», ставя задачу проложить дорогу новой поэзии. Переехав в Боготу, стал одной из наиболее авторитетных фигур среди молодых поэтов столицы, входил в созданное в 1925 г. сообщество «Лос Нуэвос» («Новые»), активно осуществлявшее внедрение авангардизма в колумбийскую литературу. Был служащим в банке, работал в транспортном управлении, а параллельно занимался самообразованием и литературным трудом. В 1948 г. возглавил департамент культуры в Министерстве образования, преподавал литературу на инженерном факультете Национального университета, в 1958 г. уехал на дипломатическую работу в Швецию. В 1970 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Испытав в начале творческого пути самые разнородные влияния, пройдя через увлечение романтиками, французскими парнасцами с их поисками внеличного формального совершенства, усвоив некоторые из принципов символизма — музыкальность, туманность и полутон, — де Грейфф создал собственную поэзию, новую по форме, по словарю, по темам и по чувству, открыто противостоял как романтической, так и модернистской традиции. Уже в первом сборнике де Грейффа «Стиховытворения» (1925) проявились характерные черты его манеры письма — склонность к дерзкому экспериментаторству, парадоксу, прихотливость музыкального и смыслового рисунка стиха, язвительная ирония по отношению к окружающему миру и самому себе. Эрудит и книжник, он выступал как поэт эпохи старинных песенников и слагал баллады, фацеции, рондели, ритурнели, виртуозно использовал звучание и ритм слов, обогащая и усложняя поэтическую лексику, применяя новые, совершенно немыслимые в традиционном стихосложении рифмы, создавая хитросплетения деталей и образов культур разных времен и народов. Поисками новых средств музыкальной аранжировки поэтической речи отмечена и «Книга знаков» (1930), где большинство произведений, проникнутых музыкальными темами и внутренней пульсацией ритмов, нередко строились как музыкальные композиции и имели заголовки: сонатина, ноктюрн, токката, скерцо и т. п. Однако стремления автора не были сосредоточены только на придании стихам большей выразительной силы: через насыщенность звуками всей ткани стихотворений, изощренность поэтической формы, словесную изобретательность все явственнее проступала социальная неудовлетворенность де Грейффа, его сатирический темперамент. Бунтарь и вольнодумец издевался над «устоями злодержавья», умственной рутиной, в форме парадоксальных сентенций изображал фарисейство самодовольного «зелобуржувья», высмеивал «добропорядочную» поэзию, самозабвенно воспевавшую пошлость буржуазного быта (цикл «Фарс-рапсодия о пингвинах-перипатетиках»), и здесь излюбленными приемами выступали гротеск, шарж, сарказм, парадокс. Его поэзия смело соприкасалась с обыденностью, вбирала в себя антипоэтические реалии, эпатирующие ситуации, словно дразня читателей, поражая восприятие неожиданностью. Экстравагантная, перенасыщенная сложными метафорами и ассоциациями, она не была рассчитана на легкий успех у читающей публики. Яркая индивидуальность автора, неповторимость стиля проявилась в произведениях, составивших сборники «Вариации на тему пустоты» (1936), «Груда хлама» (1954), «Парадоксальный полуночник» (1957). В стихах де Грейффа удивительным образом соседствуют ядовитый скептицизм и пронзительная исповедальность, тонкий лиризм и шутовская насмешливость, затаенная скорбь и искрометная буффонада.

Произведения

Под знаком Льва / Пер. и предисл. С. Гончаренко. — М.: Худож. лит., 1986. — 302 с. Obras completas: En 2 t. / Pról. de J. Zalamea. — 2 ed. — Bogotá: Tercer Mundo, 1975.

Литература Mohler S. Ch. El estilo poético de León de Greiff. — Bogotá: Tercer Mundo, 1975. — 145 р.; Rodríguez Sardinas O. León de Greiff: Una poética de vanguardia. — Madrid: Playor, 1975. — 186 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV