XOCE ЛЕСАМА ЛИМА (JOSÉ LEZAMA LIMA. 1910-1976)

ЛИТЕРАТУРА КУБЫ

— католический поэт, философ, прозаик, эссеист, переводчик европейской поэзии, в частности Сен-Жон Перса. Его имя называют в числе наиболее оригинальных и масштабных писателей Латинской Америки XX в. Создатель чрезвычайно усложненной, не имеющей аналогов поэтической системы мироздания, в которой Образ (Imago) является реальностью незримого мира, неким абсолютом, ключевой понятийной категорией, наделенной бесконечными возможностями постижения высших смыслов бытия, религии и искусства. Философские и поэтические концепты Лесамы, обладавшего феноменальной эрудицией, восходят к учению неоплатоников и Блаженного Августина. На его творческой манере сказалось влияние самого герметичного испанского поэта — Луиса Гонгоры, а также кубинского поэта Хосе Марта. Критика прослеживает воздействие Честертона, Клоделя и других католических писателей Европы. Барочная поэзия Лесамы — это мощный каскад своевольных, трудных для восприятия метафор, открытых и зашифрованных аллегорий и цитат, экзотических реалий карибских тропиков, это внезапные перепады интонационных и ритмических линий, это причудливое сочетание разных лексических пластов испанского языка. Поэтический мир Лесамы вобрал в себя мистику и мифологию, христианство с культом Богоматери и основы орфизма, наследие древней и современной мировой культуры и карибскую ментальность Нового Света. Одна из коренных тем его поэтических произведений — сама поэзия в ее возможных и невозможных прорывах за черту зримой реальности. Поэтическое наследие Лесамы составляют изданные при жизни поэма «Смерть Нарцисса» (1937), сборник стихотворений «Мой враг — эхо» (1941), «Приключения украдкой» (1945), «Запечатленность» (1949) и «Даритель» (1960). В 1966 г. вышло «Полное собрание поэзии» Лесамы Лимы и посмертным изданием — поэтический сборник «Влекомые к центру» (1977). По своей сложности и завораживающей силе барочные стихи Лесамы Лимы, лишенные социального посыла, не имеют параллели в Латинской Америке. Огромную роль в развитии кубинской культуры сыграли литературно-общественные и литературно-философские журналы, основателем и руководителем которых был Лесама Лима, наделенный прекрасными организаторскими способностями. Его кровным детищем стал журнал «Орихинес» (1944—1956), вокруг которого сгруппировались его единомышленники, отстаивающие самобытность кубинской культуры, аполитичность поэзии, догматы католической веры и высокие патриотические идеи. Этот журнал дал имя группе талантливых кубинских поэтов и художников, бессменным лидером которой был Лесама Лима. Группа «Орихинес», возникшая в тяжелые и смутные времена для Кубы, сумела вывести кубинскую литературу и искусство на мировой уровень. Поэтический дар Лесамы проявился в его прозе, в поэтических и философских эссе, в аналитических и литературоведческих очерках, в импрессионистских хрониках и журнальных заметках. Блистательные эссе Лесамы о поэтическом языке, о родовом начале кубинской национальной культуры, о европейской поэзии и великих испанских поэтах — бесспорный вклад в сокровищницу мировой эссеистики. Общемировую известность принес Лесаме Лиме философско-аллегорический роман «Рай».

Рай (Paradiso. 1966)

— произведение, которое можно считать парафразом дантовских странствий. Этот многоплановый, новаторский по своему образному строю и композиции роман дает богатые возможности для интерпретации его смыслов и посылов. Самые высокие литературные авторитеты Латинской Америки и Европы дали восторженные оценки роману, после чего он был переведен на ряд европейских языков. Описание жизненных циклов главного персонажа романа — Хосе Семи, воспроизводящих многие факты биографии самого Лесамы Лимы, то полностью погружается в реальный исторический контекст, то переносится во вневременное пространство, перенасыщенное философскими диалогами, персонажами-образами и персонажами-символами, взятыми из арсенала лесамовской концепции мира. Роман «Рай», где показаны этапы формирования творческой личности, устремленной к познанию Сокрытого, можно назвать и семейной хроникой, и исповедальным романом, и одновременно философским трактатом, и развернутой метафорой, и гимном эросу, и оригинальной карибской мистерией. Этому роману было посвящено несколько международных симпозиумов и коллоквиумов. Посмертно опубликован неоконченный роман Лесамы «Оппиано Ликарио», где действуют главные и второстепенные персонажи «Рая», помещенные в разные географические и временные пространства. Этот умозрительный роман с еще более сложной для восприятия образной структурой, представляет собой огромное эссе, в котором утверждается целостность и взаимозависимость зримого и незримого мира.

Произведения

Избранные произведения: Стихи, эссе / Сост. С. Витьер и Б. Дубин; Предисл. А. Э. Прието. — М.:

Худож. лит., 1988. - 414 с.

Órbita de Lezama Lima / Ens. prelim., sel. y notas de A. Alvarez Bravo. — Habana: Unión, 1966.—

392 р.; Poesía, cuentos, ensayos, novelas. — Buenos Aires: Alvarez, 1968. — 339 р.; Paradiso. — Habana: Unión, 1966. — 617 р.; Oppiano Licario. — México: Era, 1977. — 232 p.

Литература

Витьер С. Хосе Лесама Лима: Обретение Рая. — Лат. Америка, 1993, № 12, с. 22—38; Витьер С. Хосе Лесама Лима: Начало пути. — Лат. Америка, 1989, № 5, с. 91 — 106. Coloquio Internacional sobre la obra de José Lezama Lima. T. I-II— Madrid: Fundamentos, 1984; González R. Lezama Lima: El ingenuo culpable. — Habana: Letras Cubanas, 1988. — 187 р.; Recuerdo a José Lezama Lima. — Cuadernos hispanoamericanos, Madrid, 1976, № 318, p. 451—719; Ruiz Barrio-nuevo C. — El «Paradiso» de Lezama Lima. — Madrid: ínsula, 1980. — 121 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV