СИРО АЛЕГРИЯ (CIRO ALEGRÍA. 1909-1967)

ЛИТЕРАТУРА ПЕРУ

— писатель, творческое наследие которого составляют романы, сборники рассказов, стихи, литературоведческие монографии, публицистические и литературно-критические статьи. Но в историю латиноамериканской литературы Сиро Алегрия вошел как выдающийся мастер индихенистского романа (исп. «индихена» — туземец). Индихенистский (или индианистский) роман первой половины XX в. — это реалистический социально-обличительный роман, в котором осмысляется духовный мир индейцев и их трагическая судьба на латиноамериканском континенте. У Сиро Алегрии три таких романа, написанных в различных литературных манерах, три эпопеи, в которых высказана страшная правда об индейцах перуанской сельвы, сьерры и Косты (тихоокеанского побережья). Роман «Золотая змея» (1935; премия чилийского издательства «Насименто») посвящен тяжкому и опасному труду индейцев, сплавляющих лес по реке Мараньон, протекающей сквозь непроходимую тропическую сельву. В романе «Голодные собаки» (1938) действие разворачивается на холодном нагорье Анд, где индейцы — жертвы засухи, голода и помещичьего произвола. Роман «В большом и чуждом мире» (1941), выдержавший не один десяток изданий и считающийся высшим творческим достижением писателя, раскрывает причины драмы индейской общины на севере перуанского побережья. Все эти произведения, переведенные на многие европейские языки, Сиро Алегрия написал в Чили, куда его изгнали в 1934 г. как лидера студенческого движения. Алегрия активно участвовал в политической жизни Перу, избирался в парламент, трижды сидел в тюрьме и более двадцати трех лет провел в эмиграции. Он читал лекции в крупнейших университетах Латинской Америки и США и написал множество статей о проблемах культуры, образования, театра и литературы стран латиноамериканского континента. Через двадцать с лишним лет после опубликования романа «В большом и чуждом мире» вышел в свет его сборник рассказов «Дуэль рыцарей»(1963). Три романа — «Путешественники» (об открытии Амазонки), «Его звали Калин» (воспоминания о времени, проведенном в тюрьме) и «Ласаро» (о жизни перуанских рыбаков) — остались незаконченными. В 1976 г. были изданы мемуары писателя, подготовленные к печати его вдовой.

В большом и чуждом мире (El mundo es ancho y ajeno. 1941)

— роман, принесший писателю мировую известность. Столкновение жителей маленькой индейской общины Руми с помещиком Аменабаром, задавшимся целью отнять их исконные земли, — главная сюжетная линия этого романа. Алегрия ставит целый ряд проблем, связанных с политическими, экономическими, социальными и этническими аспектами жизни индейцев. Написанный в традициях реалистической прозы, роман изобилует лирическими отступлениями, историческими реалиями; в нем нередко используется и стиль публицистических статей. Действие романа, имеющего конкретные хронологические рамки (1919—1927 гг.), происходит не только в маленькой общине на северном побережье, но и во многих других городах и деревушках Перу первой четверти XX в. Община Руми — единственная опора индейцев. Все, что за ее пределами, — чуждый, враждебный мир, где подстерегают горе, одиночество, гибель. На протяжении всего романа, рисуя повседневную жизнь индейцев, рассказывая о том, как они рождаются, живут и умирают, Сиро Алегрия стремится доказать, что индейская община, уцелевшая и выстоявшая на протяжении веков вопреки закону и беззаконию, и есть та единственная форма бытия, которая соответствует миропониманию и душевному складу индейцев. При всем обилии действующих лиц и сюжетных линий, уводящих далеко за пределы селения Руми, центральной фигурой романа является старый алькальд общины Росендо Маки, олицетворяющий совесть, мудрость, достоинство и чувство справедливости людей индейской расы. Роман «В большом и чуждом мире» — это, по существу, трагическая эпопея. Жестокость властей и помещика Аменабара влечет за собой смерть и беды. Умирает избитый в тюрьме Росендо Маки, гибнет от солдатской пули индеец Калисто Паукар, ушедший на заработки в рудники, погибают «справедливый» бандит Дикарь Васкес и те члены общины, которых Бенито Кастро, приемный сын старого алькальда, повел в неравный бой с властями. Но при всем своем трагизме роман пронизан верой в действенную, преобразующую силу художественного слова, верой в необходимость борьбы за равноправие индейцев, за сохранение их духовных ценностей, без которых немыслимо существование всей перуанской нации.

Произведения

В большом и чуждом мире / Пер. Н.Трауберг; Предисл. Э.Брагинской. — М.: Худож. лит., 1975. — 430 с. — (Зарубежн. роман XX в.); Золотая змея / Пер. Е.Якучанис; Голодные собаки / Пер. Д. Гарсиа, К. Штейнберг; Предисл. Я.Света. — М.: Худож. лит., 1970. — 270 с. Novelas completas / Pról. de A. del Hoyo. — Madrid: Aguilar, 1959. — XI, 954 р.; El mundo es ancho y ajeno. — Buenos Aires: Losada, 1968. — 495 p.

Литература

Кутейщикова В. Н. Индианистский роман андских стран. — В кн.: Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке, М., 1964, М., с. 184—221; Мамонтов С. П. Литература андских стран. — В кн.: Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века, М., 1972, с. 11-16. Varona D. Ciro Alegría. Trayectoria y mensaje. — Lima: Minerva, 1972. — 259 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV