АЛЕКСАНДР ФРЕДРО (ALEKSANDER FREDRO. 1793-1876)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— драматург-реалист, место которого в польской литературе XIX в. весьма своеобразно. Его творчество не было связано с романтизмом, господствовавшим в Польше в 20—30-х гг. XIX в. Он продолжал и обогащал реалистические традиции драматургии польского классицизма. В своих произведениях Фредро изображал быт и нравы польской шляхты в Галиции, где писатель провел почти всю свою жизнь. Свои комедии («Пан Гельдхаб», «Муж и жена», «Дамы и гусары», «Новый Дон Кихот», «Пан Иовяльский», «Девичьи обеты», «Месть», «Пожизненная рента» и др.) Фредро написал в период 1818—1835 гг. После длительного перерыва в 50-е гг. он снова вернулся к литературному творчеству, но на этот раз с гораздо меньшим успехом. По своему происхождению Фредро принадлежал к галицийской аристократии, не был связан с освободительным движением и не ставил в своем творчестве проблем национальной борьбы. Самые различные стороны жизни галицийской шляхты — ее имущественные и семейные отношения, вкусы и интересы, взаимоотношения с австрийскими властями — нашли у Фредро яркое и правдивое, полное юмора изображение. Произведения Фредро отличаются исключительным богатством и разнообразием типов и персонажей. Волокитчики и сутяги, сплетники и модницы, карьеристы и романтические воздыхатели — все они вместе как бы составляют коллективный портрет провинциального шляхетского общества. Мастерство комической интриги, образный язык, выразительность стиха обусловили исключительную сценичность комедий Фредро и их широкую популярность, сохранившуюся до наших дней.

Пан Гельдхаб (Pan Geldhab. 1818)

— комедия, в которой Фредро показал, как под напором новых буржуазных отношений шляхетские понятия о чести, долге, общественной значимости человека постепенно сводятся ко все более откровенному преклонению перед денежным мешком, как в шляхетской среде утверждается тип выскочки-приобретателя. Фредровский пан Гельдхаб, жадный и невежественный мещанин, наживший состояние во время наполеоновских войн, стремясь упрочить свое положение, хочет выдать дочь замуж за титулованного жениха. Им становится разорившийся князь Родослав, циничный аристократ, ради обогащения готовый на все. Гельдхаб и его дочь отказываются от прежнего жениха, скромного шляхтича Любомира, но Родослав неожиданно получает большое наследство и, естественно, меняет свои планы. Любомир же, оскорбленный в лучших чувствах, охладевает к своей бывшей невесте.

Пан Иовяльский (Pan Jowialski. 1832)

— комедия, высмеивающая нравы галицийской шляхты. Три поколения, представленные в доме Иовяльского, где происходит действие комедии, отличаются друг от друга вкусами, привычками, обычаями. Пан и пани Иовяльские, милый старый шутник и его почтенная и ограниченная жена, — люди старого времени, сохранившие и смешные анахронизмы прошлого, и то хорошее, что в нем было. Резко отрицательно относится писатель к спесивой и глупой паре — камергеру и его жене, а также к богатому помещику Янушу. Со снисходительным юмором написана молодежь: дочь камергера Елена, поэт Людмир и художник Виктор, случайно попавшие в дом Иовяльского. Любовная интрига после многих перипетий и комических ситуаций завершается благодаря случайности помолвкой Людмира и Елены.

Месть (Zemsta. 1834)

— пьеса, изображающая мир шляхетского захолустья, во многом сохранившего нравы и обычаи шляхты XVIII в. Основа комической интриги заключается в том, что герои пьесы реент (нотариус) Мильчек и чесьник (чашник) Раптусевич владеют совместно замком, полученным по наследству, и беспрерывно ссорятся. Ссора, завязавшаяся по поводу стены, которую на границе двух владений строит Мильчек и разрушает Раптусевич, затрагивает личные отношения главных героев и их домочадцев. Запутанная ситуация разрешается в конце концов тем, что чесьник, стремясь отомстить недругу, выдает свою дочь Клару за сына Мильчека — Вацлава, а это как раз соответствует желаниям молодых людей. В пьесе шляхетское прошлое представлено как отмирающий, смешной и нелепый в своем чванстве и предрассудках мир. Замечательна, например, по своему комизму фигура хвастунишки, нахала и труса Папкина, который, не имея ни гроша за душой, живя подачками, все-таки не может отказаться от своей шляхетской спеси.

Произведения

Избранное / Сост. и вступ. ст. Б.Стахеева. — М.: Худож. лит., 1987. — 507 с.; Комедии / Предисл. К.Державина. — М.: Искусство, 1956. — 502 с. Pisma wszystkie: 12 t. — Warszawa: PIW, 1955—1962; Pan Geldhab: Komedia w 3 aktach. — Warszawa: PIW, 1953. — 98 s.; Pan Jowialski / Oprać W. Billip. — Wyd. 3, zmienione. — Wrocław: Zakł. nar. im. Ossolińskich, 1968.- 200 s.; Zemsta.- Wyd. 6.- Wrocław. Zakł. nar. im. Ossolińskich, 1973. — 160 s.

Литература Boy-Żeleński T. Obrachunki fredrowskie / Przedmowa Н. Markiewicza. — Wyd. nowe. — Warszawa: PIW, 1953. — 273 s.; Kleiner J. O Krasickim i Fredrze: Dziesięć rozpaw. — Wrocław: Zakł. nar. im. Ossolińskich. 1956. — 210 s.; Poklewska K. Aleksander Fredro. — Warszawa: Wiedza powszechna. 1977. — 350 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV