МАРИЯ КОНОПНИЦКАЯ (MARIA KONOPNICKA. 1842-1910)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— поэтесса и прозаик, родилась в семье обедневшего шляхтича. Жизнь ее сложилась нелегко. В 1876 г., покинув мужа, она поселилась в Варшаве и содержала своим трудом шестерых детей. Переписывала рукописи, давала уроки. И только в возрасте 35 лет Конопницкая пробует свои силы в поэзии. Ее первые стихотворения были опубликованы в 1877 г. и сразу же обратили на себя внимание оригинальностью и несомненной свежестью поэтического видения. Первый сборник ее стихов (1881) содержал цикл своеобразных баллад под названием «Картинки», посвященных жизни крестьян и рабочих. В лучших из них («Свободный батрак», «Крестьянское сердце», «Ясь не дождался», «Субботний вечер») поэтесса достигает большой силы выразительности благодаря лирической взволнованности, неподдельности авторского чувства. Весьма уместны в ее стихах публицистические и риторические элементы. Вершиной лирики Конопницкой явились циклы «На свирели», «С лугов и полей», «По росе», «Из хаты», вошедшие во второй и третий сборники ее стихов. В этих стихах-песнях, теснейшим образом связанных с национальным фольклором, звучит голос самого народа, раскрываются характер мышления крестьянина, его мораль, мировоззрение. Поэтесса использует самые разнообразные формы народной песни — колыбельные, обрядовые, танцевальные, их ритмическое богатство и мелодичность, запечатлевает картины природы, с которой так тесно связана жизнь крестьянства. В поэзии Конопницкой 1890—1900-х гг. заметно усиливаются патриотические мотивы, блестяще разработанные в ряде стихотворений, посвященных Мицкевичу, Шопену, Словацкому и другим деятелям польской культуры, а также в замечательном стихотворении «Присяга». Тема славянского единства звучит в стихах «О Грюнвальдской битве», «Памяти Сла-вейкова», «Памяти Залесского» и др.

Новеллы

— проникнуты гуманистическим отношением к человеку, искренней симпатией к людям труда. В лучших новеллах, таких как «Со взломом» (сборник «Новеллы», 1897) и «Милосердие общины» (сборник «Люди и вещи», 1898), Конопницкая критикует отношения внутри общества, целиком солидаризируется со своими героями, людьми труда, предстает зрелым мастером композиции и психологической мотивировки поступков действующих лиц. В новелле «Наша кляча» рассказ ведется от имени ребенка, свидетеля и участника событий. Его полный детской непосредственности и наивности рассказ углубляет характеристику образов, усиливает трагичность ситуации.

Пан Бальцер в Бразилии (Pan Balcer w Brazylii. 1892—1910)

— эпическое произведение, над созданием которого Конопницкая трудилась около двадцати лет. В поэме отразился перелом в творчестве поэтессы, наступивший после революции 1905 г. Первоначальный замысел (странствия польских эмигрантов и возвращение их домой) значительно расширяется и превращается в многосторонний показ освободительного движения народных масс. Кульминационный момент поэмы — описание рабочей демонстрации в портовом американском городе, в которой приняли участие польские крестьяне-эмигранты. Героического пафоса исполнена шестая, заключительная глава под названием «Идем!» — гимн народу, осознавшему свою несокрушимую силу, выступившему против угнетателей. Конопницкая создала в поэме ряд выразительных образов. Таков прежде всего сельский кузнец Бальцер, возглавивший группу крестьян-эмигрантов. И сам вожак, и вслед за ним многоликая крестьянская масса приходят в результате тяжелых жизненных испытаний к осознанию необходимости борьбы за свои права и единство трудящихся. В стиле поэмы искусно сочетаются революционно-романтические традиции поэзии Мицкевича и Словацкого с элементами народного творчества, столь характерными для Конопницкой.

Произведения

Сочинения: В 4 т. — М.: Гослитиздат, 1959; Пан Бальцер в Бразилии / Пер. М.Павловой. — М.: Гослитиздат, 1950. — 193 с.; Рассказы / Предисл. С.Петрова. — М.: Гослитиздат, 1954. — 386 с. Wybór pism / Oprać, i wstępem opatrzył S. R. Dobrowolski. — Wyd. 2. — Warszawa: LSW, 1956. — XXII, 481 s.; Nowele: 2 t. / Oprać. A. Brodzka. — Warszawa: Czytelnik, 1962; Pan Balcer w Brazylii. — Warszawa: Czytelnik, 1955.- 385 s.

Литература

Курант И.Л. Мария Конопницкая: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. А.Г.Пиотровской. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1962. — 185 с.; Пиотровская А. Г. Творческий путь Марии Конопницкой. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 277 с. Brodzka A.Maria Konopnicka. — Wyd. 3. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1965. — 280 s.; Leopold W. Maria Konopnicka. — Wyd. 2. poprawione i uzupełn. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1956. — 173 s.; Szypowska М. Konopnicka jakiej nie znamy. Wyd. 5. — Warszawa: PIW, 1977. — 555 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV