Наши партнеры

water park
Беспроцентные кредиты

БОЛЕСЛАВ ПРУС (BOLESŁAW PRUS. 1845-1912)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— один из ярких представителей критического реализма в польской литературе. Родился в семье бедного шляхтича, рано лишился родителей и был воспитан братом, активным участником подготовки польского восстания 1863—1864 гг. Будущий писатель, тогда еще гимназист, примкнул к восстанию, был ранен, сидел в тюрьме. В молодые годы Прус познал нужду и лишения, вынужден был оставить университет, давал частные уроки, работал на одном из варшавских заводов. Начало его литературной деятельности относится к 1872 г., когда Прус приобрел известность как автор юмористических рассказов. Широкую популярность завоевали статьи и фельетоны Пруса, печатавшиеся в «Курьере Варшавском» и других варшавских газетах. Журналистская деятельность, которую Прус не оставил до конца своих дней, помогала ему постоянно находиться в центре общественной и культурной жизни страны. В художественных произведениях он поднимает наиболее актуальные для своего времени проблемы. Прус знал и любил русскую литературу, особенно Л.Н.Толстого, которому посвятил три статьи.

Повести и рассказы (1872-1885)

— начав с веселых и в общем незначительных юмористических рассказов, Прус вскоре переходит к социальной новелле, изображает невыносимый быт простых людей — крестьян, рабочих, ремесленников, мелких служащих. Каменщик Якуб, покалечив ногу, не может найти работу; не в силах видеть своих голодных детей, он кончает жизнь самоубийством («Жильцы с чердака»); сиротка Зося, обиженная хозяином дома, пытается отравиться газом («Бальное платье»). Герои рассказов Пруса отзывчивы, готовы на самопожертвование ради таких же обездоленных, как и они сами. Так, например, деревенский парень Михалко, недавно ставший рабочим, не задумываясь рискует жизнью, чтобы спасти строителя, придавленного балкой («Михалко»). Тепло пишет Прус и о детях бедняков («Сиротская доля», «Грехи детства», «Анелька»). Запоминающийся образ талантливого мальчика, который в условиях деревенского отсталого быта не может найти применения своим способностям, создан в рассказе «Антек». Особое место в творчестве Пруса занимает повесть «Возвратная волна» (1880) — одно из первых произведений польской литературы о рабочем классе. Основное содержание повести составляет история фабриканта Адлера, который нажил миллионное состояние, жестоко эксплуатируя рабочих. Прус показывает в книге протест рабочих, говорит о неизбежном возмездии, ожидающем людей, подобных Адлеру.

Форпост (Placówka. 1885)

— повесть, посвященная жизни польской деревни. В центре произведения — полная драматизма борьба крестьянина Слимака с немецкими колонистами, которые пытаются заставить его продать им свою землю. Слимак потерял в этой борьбе близких, но не сдался, не отдал земли пришельцам. Зато помещик продал свое имение немцам не задумываясь, в перерыве между двумя танцами. Прус создал в повести яркую картину сложных классовых отношений в польской деревне.

Кукла (Lalka. 1890)

— роман, одно из лучших произведений польского критического реализма. История трагической любви купца Вокульского к аристократке, «кукле», Изабелле Ленцкой, развернута в романе на широком фоне капиталистического города, каким была Варшава в конце 70-х гг. прошлого века. Центральная фигура романа Станислав Вокульский, до того как стал предпринимателем, учился в университете, участвовал в польском восстании 1863 г., за что был сослан в Сибирь. Любовь к Изабелле коренным образом изменила его образ жизни и устремления. Вокульскому удается нажить состояние, но он продолжает искренне сочувствовать народу. Не найдя выхода из опутавших его противоречий, Вокульский уходит из жизни. Умело использованный литературный прием — введенный в роман дневник одного из героев, приказчика Жецкого, — позволил Прусу рассказать об участии поляков в венгерской революции 1848 г., о польском восстании 1863—1864 гг. и других событиях международной жизни тех лет.

Фараон (Faraon. 1895)

— исторический роман из жизни Древнего Египта, в котором затрагиваются многие важные проблемы: тяжелое положение народа, роль народа в жизни государства. Сюжет романа составляет история борьбы вымышленного исторического деятеля — молодого фараона Рамзеса XII — с всесильной кастой жрецов. Фараон привлекает на свою сторону народные массы, обещая облегчить их судьбу. Рамзес XII гибнет, но жрецы, придя к власти, вынуждены пойти на некоторые уступки народу.

Произведения

Сочинения: В 7 т. / Вступ. ст. Е. Цыбенко. — М.: Гослитиздат, 1961—1963; Кукла / Пер. М.Модзелевской; — М.: Худож. лит., 1986. — 557 с.; Фараон / Пер. Е. Троповского; Послесл. и примеч. И. Канцельсона. — М.: Худож. лит., 1986. — 444 с. Wybór pism: 10 t.- Warszawa: PIW, 1975; Faraon: 2 t.- Wyd. 24.- Warszawa: PIW, 1977; Lalka: 2 t. / Wstępem opatrzył Н.Markiewicz. — Wyd. 30. — Warszawa: PIW, 1977; Opowiadania. — Warszawa: PIW, 1956.- 235 s.; Placówka.- Warszawa: PIW, 1972.- 282 s.

Литература Kulczycka-Saloni J.Bolesław Prus. — Wyd. 4. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1975. — 554 s.; Markiewicz Н. Prus i Żeromski: Rozprawy i szkice literackie. — Wyd. 2. — Warszawa: PIW, 1964. — 506 s.; Tyszkiewicz T. Bolesław Prus. — Warszawa: Państw, zakł. wyd. szkolnych, 1971. — 439 s.

Вернуться к оглавлению