ГЕНРИК СЕНКЕВИЧ (HENRYK SIENKIEWICZ. 1846-1916)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— был воспитан в традициях шляхетского освободительного движения. С первых шагов своей литературной деятельности проникся идеей патриотизма, реалистически изображал патриархальное крестьянство, осуждая виновников его тяжелой доли — шляхту и буржуазию. Критическое отношение писателя к миру буржуазных отношений еще более обострилось во время его поездки по Европе и Америке в 1876—1879 гг., которую он описал в знаменитых «Письмах из путешествия». Однако уже в середине 80-х гг. Сенкевич ищет вдохновения в шляхетском прошлом Польши. К этому его толкает протест против усилившегося в 1880-е гг. национального гнета со стороны царского самодержавия и вместе с тем свое понимание путей национального освобождения Польши. Он противопоставляет измельчавшей, по его мнению, современной шляхте рыцарей феодальной Речи Посполитой, превозносит их воинственный патриотизм, изображение которого нередко граничит у него с прямой романтизацией. Патриотический пафос, прекрасное знание народной речи, глубокий психологизм в изображении героев — все это ставит прозу Сенкевича в ряд выдающихся явлений художественной литературы. Особое место в его творчестве, почти целиком посвященном польской теме, занимает известнейший роман из истории гонений на христиан в Древнем Риме при Нероне «Quo vadis?» («Камо грядеши?», 1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1905 г.

Повести и рассказы

— принадлежат к достижениям польской реалистической прозы. С возмущением рассказывает Сенкевич в «Эскизах углем» (1877) о равнодушии помещиков, ксендзов и чиновников к народным страданиям, сочувствует трагической судьбе крестьянина Репы, в отчаянии убившего жену, которая ценою «падения» пыталась спасти его от рекрутчины. С горечью повествует он в новелле «Янко-музыкант» (1879) о печальной доле талантливого крестьянского мальчика, насмерть засеченного только за то, что он не устоял против соблазна взглянуть в буфетной господского дома на настоящую скрипку. Гневным протестом против национального угнетения звучат повести «Из дневника познанского учителя» (1879) — о польском гимназисте, замученном муштрой в прусской школе, и «Бартек-победитель» (1882) — об издевательствах немецких колонистов над польским крестьянином, героем битвы под Седаном. О гибели польских эмигрантов в Америке рассказывает повесть «За хлебом». Ненавистью к расистам проникнут рассказ «Сахэм» — о последнем из потомков истребленного индейского племени Черных Ужей. Несомненной удачей писателя стал и рассказ «На маяке» — о скитаниях на чужбине польского изгнанника. Все эти произведения заслуженно вошли в золотой фонд польской литературы.

Потоп (Potop. 1886)

— роман, вторая часть исторической трилогии Сенкевича, включающей также романы «Огнем и мечом» (1884) и «Пан Володыевский» (1887—1888). «Потоп» посвящен борьбе Речи Посполитой со шведским нашествием в XVII в. Писатель показывает царившую в стране шляхетскую анархию. Изменникам родины, могущественным князьям Радзивиллам и их сторонникам он противопоставляет маленькую горстку патриотов, вокруг которых постепенно собираются основные силы освободительного движения. Главным действующим лицом «Потопа» является Кмитиц, который из кичливого и своевольного шляхтича превращается в самоотверженного воина, разящего шведов под стенами Ченстоховской обители. Многочисленные похождения Кмитица, усиливая занимательность сюжета, дают возможность автору раскрыть перед читателями широкую панораму жизни феодальной Польши.

Без догмата (Bez dogmatu. 1891)

— роман, в котором повествование ведется от лица главного героя Леона Плошовского — представителя деградирующей шляхетской аристократии. Торжествующий мир буржуазных отношений кажется рассказчику закатом всей человеческой культуры, хотя по временам он ясно сознает, что цивилизация не остановится в своем развитии — погибнет только шляхта. Европейски образованный человек, с умом тонким и наблюдательным, он, однако, не находит применения своим знаниям и, поглощенный глубоко личными переживаниями, живет в праздности. Пресыщенный жизнью скептик, без твердых моральных убеждений, без веры в будущее, без любви к родине, «бездогма-товец» Плошовский — яркий тип лишнего человека, или, говоря его словами, «героя без портфеля». Сложная связь Плошовского с кузиной Анелькой и ее смерть в тот момент, когда счастье уже казалось возможным, окончательно опустошают его, и он кончает жизнь самоубийством. Этот характер, так полно и всесторонне изображенный Сенкевичем, А. М. Горький относил к наиболее типичным образам молодого человека в европейской литературе XIX в.

Крестоносцы (Krzyżacy. 1897)

— одно из самых значительных достижений в жанре польского исторического повествования. Тема его — борьба поляков против немецких завоевателей, конфликт между Польшей и Тевтонским орденом, войска которого были разгромлены объединенными силами славян в Грюнвальдской битве 1410 г. Художник вводит в роман огромное количество действующих лиц. Помимо ратных дел читатель узнает и о любви юного Збышко к Данусе, и о рыцарских приключениях Мацько из Богданца, и о том, в каком состоянии находились тогда торговля и города, как был устроен Тевтонский орден и какие порядки господствовали при дворе польского короля Ягеллы... Роман «Крестоносцы» сыграл выдающуюся роль в развитии национального самосознания и в укреплении патриотических чувств польского народа.

Произведения

Собрание сочинений: В 9 т. / Редкол.: И.Горский и др.; Вступ. ст. Б.Стахеева. — М.: Худож. лит., 1983—1985; Без догмата / Пер. М.Абкиной, Вступ. ст. О.Михайлова. — М.: Гослитиздат, 1960. — 399 с.; Крестоносцы / Пер. Е.Егоровой. — М.: Гослитиздат, 1960. — 589 с.; Повести и рассказы / Пер. под ред. И. А. Саца и В. С. Ратнер; Послесл. И. А. Саца. — М.: Гослитиздат, 1957. — 536 с.; Потоп: В 2 т. / Пер. Е.Егоровой; Предисл. О.Михайлова. — М.: Худож. лит., 1970. Dzieła: 60 t.- Warszawa: PIW, 1948-1955; Wybór nowel.- Wyd. 2.- Warszawa: PIW, 1977.- 208 s.; Bez dogmatu. — Warszawa: PIW, 1963. — 432 s.; Krzyżacy: Powieść historyczna: 4 t. — Wyd. 31. — Warszawa: PIW, 1977; Potop: Powieść: 3 t. — Warszawa: PIW, 1972.

Литература

Горский И.К. Исторический роман Сенкевича. — М.: Наука, 1966. — 307 с. Henryk Sienkiewicz / Materiały zebr. i wstępem opatrz. J. Kulczycka-Saloni. — Warszawa: Państw, zakł. wyd. szkolnych, 1966. — 415 s.; Krzyżanowski J. Henryka Sienkiewicza żywot i sprawy. — Wyd. 3. — Warszawa: PIW, 1973. — 277 s.; Ładyka A.Henryk Sienkiewicz. — Wyd. 5. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1971. — 496 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV