Наши партнеры

Gaga.ru - манчкин квест цены демократичны

СТЕФАН ЖЕРОМСКИЙ (STEFAN ŻEROMSKI. 1864-1925)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— писатель, с творчеством которого связана целая эпоха в развитии польской литературы начала XX в. Родился в обедневшей шляхетской семье, в которой высоко чтились идеалы национально-освободительной борьбы. В Варшаве, где он в 1886—1889 гг. учился в Высшей ветеринарной школе, а потом в Саппервиле (Швейцария) молодой Жеромский сближается с кругами интеллигенции, симпатизировавшей социалистическому движению. Во время революционного подъема 1905— 1906 гг. в Королевстве Польском Жеромский развивает активную общественно-просветительскую деятельность среди крестьян Люблинской губернии. Тяжело пережитый им разгром революции усилил в его творчестве пессимистические и натуралистические тенденции, но не поверг его в полное отчаяние. Всю свою литературную и общественную деятельность, которая после 1908 г. проходила в основном в эмиграции, весь свой огромный писательский и личный авторитет он использовал для утверждения общечеловеческих ценностей. «Борьба с сатаной» — так называется трилогия Жеромского (1916—1919), в которой обличаются власть мирового капитала, осуждается развязанная агрессорами мировая война. До последних дней жизни писатель продолжал отстаивать принципы гуманизма, призывал к свободе, взаимному уважению между людьми и народами. В ряде публицистических и художественных произведений последнего периода, написанных уже в независимой Польше, он подверг критике государственный строй новой республики. Облик Жеромского — страстного патриота и борца против угнетения человека человеком — остался в сердцах современников и потомков как пример большого гражданского мужества и безграничной любви к родине.

Рассказы и повести

— такие как «Сумерки», «Забвение», «Доктор Петр», «Сильная» и другие, относятся в основном к началу творческой деятельности Жеромского. Обратившись в них к положению деревенской и городской бедноты, писатель смело и остро рисует картины помещичьего произвола, жестокой эксплуатации крестьян. Сквозь сдержанный, зачастую подчеркнуто объективный тон повествования прорываются то гневная ирония, то мягкий, слегка окрашенный юмором лиризм. Жеромский создает романтизированные образы интеллигентов-одиночек, посвятивших себя борьбе против общественной несправедливости (учительница Станислава, доктор химии Петр Цедзина, Радусский и др.). Некоторые произведения Жеромского посвящены национальной проблеме. В повести «О солдате-скитальце» эпизоды героической борьбы польского народа против австрийских захватчиков воспроизводятся с позиций участвующих в ней народных масс. Крестьянин Матус Пулют вместе с другими польскими патриотами участвует в наполеоновских войнах, думая, что сражается за независимость своей родины, за свободу крестьян. Вернувшись домой, он не может примириться с барщиной, призывает крестьян к протесту. Матуса Пулюта казнят по приказу пана. В автобиографической повести «Сизифов труд» рассказывается о формировании патриотического сознания польской учащейся молодежи, о ее сопротивлении реакционной русификаторской политике царизма в области народного просвещения.

Бездомные (Ludzie bezdomni. 1900)

— роман, в котором дана реалистическая картина тяжелого положения рабочего класса, принес писателю большую известность и был высоко оценен критикой. Герой его врач Томаш Юдым считает, что ассоциация врачей должна потребовать от государства и промышленников коренной реформы в системе охраны труда и народного здравоохранения. Коллеги отказываются понимать Юдыма, и он все более убеждается, что «современная медицина — это медицина для богатых». Не желая иметь ничего общего с врачами-дельцами, Юдым порывает с ними, отказывается от личного счастья и пытается в одиночку найти способ бескорыстно и самоотверженно служить народу.

Пепел (Popiory. 1904)

— один из наиболее известных польских исторических романов, повествующих об участии поляков в наполеоновских войнах. Герой романа молодой шляхтич Рафал Ольбромский и его друг Криштоф Цедро вступают в армию, чтобы бороться за возвращение захваченных Австрией и Пруссией польских земель. Однако вместо того, чтобы сражаться за свободу родины, они вынуждены принимать участие в испанском походе Наполеона. Показывая эту кампанию как варварскую, захватническую войну, открыто сочувствующий испанскому народу писатель разоблачает имевшую хождение в польском обществе «наполеоновскую легенду» — об освободительной миссии Наполеона применительно к польскому народу. В романе показаны жизнь и быт польского общества конца XVIII - начала XIX в.

Произведения

Избранные сочинения: В 4 т. / Сост. и предисл. В. В. Витт.- М.: Гослитиздат, 1957-1958;

Бездомные / Пер. М. Н.Троповской. - М.: Гослитиздат, 1949.- 345 с.; История греха / Пер. Д Горобова; Предисл. В. Витт. - М.: Худож. лит., 1987.- 478 с.; Пепел: Роман-хроника конца XVIII - нач. XIX столетия / Пер. Е.Н.Троповского, Е.М.Егоровой; Предисл. В. Витт. - М.: Худож. лит., 1967. — 811 с.; Рассказы.- М.: Гослитиздат, 1950. — 157 с.

Dzieła: 19 t. - Warszawa: Czytelnik, 1973-1974; Utwory wybrane: 5 t. / Wstępem popiz. Н. Markiewicz. - Warszawa: Czytelnik, 1973.

Литература

Витт В.В.Стефан Жеромский.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 344 с.; Кручковский Л. Стефан Жеромский / Пер. М. Демакиной.- В кн.: Кручковский Л. Пьесы. Статьи. М., 1974, с. 308-316. Borowy W. O Żeromskim: Rozprawy i szkice.- Warszawa: PIW, 1964.- 331 s.; Hutnikiewicz A. Źeromski.- Warszawa: Państw, wyd-wo nauk., 1987,- 457 s.; Markiewicz Н. Prus i Zeromski: Rozprawy i szkice literackie.- Warszawa: PIW, 1964.- 506 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV