СТАНИСЛАВ ИГНАЦЫ ВИТКЕВИЧ (STANISŁAW IGNACY WITKIEWICZ. 1885-1939)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— писатель, живописец, реформатор театра, создатель концепции «чистой формы» в искусстве. Начал писать с детства. В юности много путешествовал по Европе. Учился в краковской Академии изобразительных искусств. В 1914 г., после самоубийства невесты, в котором он до конца жизни винил себя, отправился как фотограф с этнографической экспедицией на Цейлон и в Австралию. С началом Первой мировой войны Виткевич, добровольно вступив в русскую армию, окончил Павловское военное училище, участвовал в боях на германском фронте; был свидетелем революции и гражданской войны. По возвращении в Польшу в 1918 г. включился в художественную жизнь. В 20-е годы организовал в Закопане «формистический театр», где поставил несколько своих пьес. В последний период жизни почти всецело посвятил себя философии. Покончил с собой в начале Второй мировой войны. Наследие Виткевича включает многочисленные драмы, среди которых «Тумор Мозгович» (1920), «Метафизика двуглавого теленка» (1921), «Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда», «Водяная Курочка» (1921), «Каракатица, или Гирканическое мировоззрение» (1922), «Сумасшедший и монахиня» (1923), «Безумный Локомотив» (1923), «Мать» (1924), «Соната Вельзевула, или Подлинное происшествие в Мордоваре» (1925), «Сапожники», а также романы «622 падения Бунго, или Демоническая женщина» (1910—1911), «Прощание с осенью», «Ненасытность» (1927), «Единственный выход» (1931 — 1933). Большинство литературных произведений Виткевича при его жизни опубликовано не было. Мировое признание его творчество получило в последней трети XX века; Виткевича считают предтечей постмодернизма и театра абсурда. Художник переходной эпохи, он использует традицию культуры как точку отсчета, давая ей свою проблемно-метафорическую трактовку. Крушение прошлого раскрыто в его антиутопиях через образы «бывших людей», распад мифов, идеологий и художественных форм; возможная катастрофа будущего — через прогноз новых степеней распада и картины угрожающего обезличивания «счастливого человечества». Пренебрегая правдоподобием ради правды поиска, Виткевич указывает на фантастичность реального и стремится показать мир в трагикомическом развитии.

Дюбал Вахазар, или На перевалах Абсурда (Gyubal Wahazar, czyli Na przełęczach Bezsensu. 1921)

— «Неэвклидова драма в четырех действиях» — эпическая пьеса о психологии диктатора и формах деспотии. Модельный текст драматургии Виткевича. Амбивалентен образ протагониста — тирана-шута, обуянного идеей «демеханизировать человечество», добиться метафизической полноты бытия для всех. Его Единственность Дюбал Вахазар, способный гипнотически влиять на подданных, из-за собственной непоследовательности и приступов романтической мечтательности в конечном счете теряет волю к власти и впадает в детство. Доктрина потерпела крах, властелин сломлен, но система продолжает работать: являются узурпаторы, зараженные той же манией. Вытеснивший Вахазара старец Унгвентий, глава «Ордена Перпендикуляристов», — пешка в руках клики прагматиков, не обремененных сомнениями и атавизмом совести. Устанавливается новая автократия, при которой, к восторгу палача Морбидетто, «чудесным образом преодолены все сомнения морального порядка».

Прощание с осенью (Pożegnanie jesieni. 1926)

— авантюрно-философский роман; занимает ключевое место в прозе Виткевича, лейтмотив которой — становление и эволюция человеческой души в деградировавшем обществе, живущем в предчувствии катастрофы. Молодой герой Атаназий Базакбал, иронически именующий себя «псевдогамлетом», лихорадочно ищет, но не находит места в жизни. Доведя до самоубийства жену, ждавшую ребенка, отчаявшийся герой уезжает с демонической любовницей в Индию, но и Восток не исцеляет его от тоски; одержимый раскаянием, он бежит от эротико-мистических экспериментов своей спутницы на родину, где к тому времени произошла «нивелистическая» революция под предводительством «великого мага» Саетана Темпе. Надеясь «обмануть свою пустоту» служением обществу, Атаназий хочет найти творческое занятие «поближе к идейному центру», но убеждается, что и новый режим основан на шарлатанстве — так же, как прежняя «тошнотворная демократия». Гибель в наркотической эйфории в момент иллюзорного прозрения завершает скорбный путь героя.

Сапожники (Szewcy. 1927—1934)

— «Научная пьеса с куплетами в трех действиях», где суммированы и развиты мотивы предшествующих драм Виткевича; выражает итог размышлений писателя о перспективах цивилизации в тотальной пародии на культурные клише и собственное творчество. В сапожной мастерской, высоко в горах, ведется беспорядочный, на грани бреда, диспут между хозяином (вновь Саетан Темпе, но в ином обличье), его подмастерьями, прокурором Скурви и обольстительной русской княгиней. Переругиваясь на диком интеллигентско-простонародном жаргоне, они бьются над неразрешимыми вечными вопросами духовной свободы и политического насилия, вдохновенного труда и плотского вожделения. А за сценой тем временем последовательно совершаются три революции: власть переходит от буржуа и аристократов к фашистам, затем к анархо-коммунистам и, наконец, — к милитаризованным технократам. Перетасовка элит меняет мизансцены и роли внутри мастерской, которая преображается то в тюрьму, то в апартаменты, то в чиновничий кабинет. Персонажи то утрачивают, то снова обретают доминирующее положение, постепенно впадая в маразм. Они вовлечены в пестрое карнавальное действо, где мелькают штурмовики, лубочные крестьяне, ряженые генералы, механические «гипер-рабочие», сановные бюрократы. Очередная диктатура кладет конец бесплодному мудрствованию. Безраздельно утверждается «смертная скука», неотвратимо нагнетаемая от экспозиции к финалу; с грохотом обрушивается железный занавес.

Произведения

Безумный Локомотив; Из книги «Наркотики» / Пер. и предисл. А. Базилевского. - Иностр. лит., 1995 № 11, с. 135—166; Водяная курочка / Пер. А. Базилевского. — Диапазон (М.), 1993, № 3/4, с 192-223; Кандидат в президенты / Пер. Г.Митина и Л.Темина; Предисл. Н. Башинджагян.-Соврем. драматургия, 1991, № 3, с. 193-209; Сапожники: Драмы / Предисл. и сост. А. Базилевского.- М.: Известия, 1989.- 185 с. Dzielą wybrane: 5 t. - Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1985; Bez kompromisu: Pisma krytyczne i publicystyczne / Zebr. i oprać. J. Degler. - Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1976.- 727 s.

Литература Degler J. Witkacy w teatrze międzywojennym. — Warszawa: Wyd-wo artystyczne i filmowe, 1973. — 230s.; Gerould D. C. Stanisław Ignacy Witkiewicz jako pisarz.- Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1981.-470 s.; Speina J. Powieści Stanisława Ignacego Witkiewicza: Geneza i struktura.- Toruń: T-wo naukowe, 1965.- 143 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV