Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ (JAROSŁAW IWASZKIEWICZ. 1894-1980)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— писатель универсального дарования, оставивший огромное художественное наследие. Поэт, прозаик, драматург, музыковед, литературный критик, переводчик, Ивашкевич был современником нескольких литературных эпох, нашедших отражение в его творчестве. Ивашкевич родился в деревне Кальник под Киевом, учился в елисаветградской и киевской гимназиях, на юридическом факультете Киевского университета и одновременно в консерватории. В 1915 г. он дебютировал стихотворением «Лилит» в киевском еженедельнике «Перо». В октябре 1918 г. Ивашкевич переезжает в Варшаву, где становится активным участником авангардистских литературных групп «Под пикадором» и — позже — «Скамандр». Это период увлечения Рембо и Уайльдом, Ницше и Бергсоном. В поэзии превалирует тон тревожного беспокойства, подобно Рембо Ивашкевич стремится создать атмосферу «мистифицированной повседневности». Для прозы первого периода — повесть «Зенобия. Пальмура» (1920), роман «Гилярий, сын бухгалтера» (1923) — особое значение имело знакомство с творчеством Уайльда. Она отмечена тем же преклонением перед «чистой» красотой, мотивами жестокой любви и одиночества. В 30-е гг. творчество Ивашкевича достигает зрелости. Он публикует несколько новых поэтических сборников, пробует силы в драматургии — «Лето в Ноане» (1937), «Маскарад» (1939), в жанре художественной биографии — «Фредерик Шопен» (1938) и исторического романа — «Красные щиты» (1934). Но подлинным триумфом Ивашкевича стал выход нескольких сборников рассказов — «Барышни из Волчиков» (1933), «Мельница на Утрате» (1936), «Два рассказа» (1938). В них оформился стиль писателя, доминантными чертами которого стали конкретно-чувственное, пластическое изображение, лиричность и камерность повествования. Война застала Ивашкевича под Варшавой в усадьбе Стависко, которая стала местом конспиративных собраний и убежищем для варшавской художественной интеллигенции. Ивашкевич не прекращает интенсивной работы и создает такие шедевры «малой прозы», как «итальянские» рассказы, повесть «Мать Иоанна от Ангелов», после войны один за другим выходят сборники «Новая любовь и другие рассказы» (1946), «Итальянские новеллы» (1947), «Услышанные истории» (1954), «Аир и другие рассказы» (1960), «Возлюбленные из Мароны» (1961), «Гейденрейх. Тени» (1964), «О псах, котах и чертях» (1968); вершиной послевоенной новеллистики стали лирико-философские рассказы

70-х гг. — «Сады», «Сон-трава». В начале 60-х гг. вышло монументальное произведение Ивашкевича — трехтомный роман-эпопея «Хвала и слава».

Рассказы

— любимый жанр Ивашкевича. Рассказы и повести конца 10-х гг. построены прежде всего на стилизации. В качестве образца для подражания выбирается Восток, что давало возможность соединить яркую страсть, изощренную чувственность, воплотив их в цветистом, декоративном стиле. Но с начала 20-х гг. модель ранней прозы постепенно меняется. От экзотических сюжетов и характеров Ивашкевич переходит к изображению будничных, на грани прозаичности, событий, в которых он умеет увидеть красоту и тайну жизни. Новая поэтика оформилась в рассказах и повестях 30-х гг. — «Барышни из Волчиков» (1932), «Березняк» (1932), которые в отношении повествовательной манеры считаются классическими произведениями «малой прозы» Ивашкевича. В рассказах этого периода впервые возникла тема «утраченного времени», которая развивается затем в «итальянских» рассказах (1939 — 1942) и проходит через все творчество Ивашкевича. Начиная с 40-х гг. писатель часто обращается к проблеме смысла истории и философской теме зла в мире и зла в человеке — рассказы «Икар», «Взлет», сборник «О псах, котах и чертях». Вершиной новеллистического творчества последнего периода явились лирико-философские рассказы — «Сады», «Сон-трава», «Serenite» (1974). Проблемы времени, истории, смерти, искусства, волновавшие Ивашкевича всю жизнь, получили в них глубокое и гармоничное воплощение.

Хвала и слава (Sława i chwała. 1956—1962)

— роман охватывает события с 1914 по 1947 г. Герои проходят через испытания Первой мировой войны, революции в России, польско-советской войны 1920 г., Второй мировой войны, оккупации Польши, Варшавского восстания и первых послевоенных лет. В романе множество персонажей и сюжетных линий, но главная его тема — крушение мифов довоенной европейской гуманистической культуры и судьба польской интеллигенции в XX в. Главный герой Януш Мышинский представляет собой тип определенной духовной формации, ушедший после войны в прошлое, — поэт, живущий культурой и далекий от политики, он оказывается перед лицом такого зла, как фашизм, и постепенно приходит к мысли о моральной неизбежности исторического действия. Роман завершается смертью главного героя и выходом на сцену юного поколения участников Варшавского восстания, которым предстоит прожить жизнь в сложных условиях новой культуры и социальной жизни.

Произведения

Собрание сочинений: В 8 т. / Сост. и примеч. В. Британишского; Предисл. В. Витт. — М.: Худож. лит., 1976—1980; Сочинения: В 3 т. / Сост. и примеч. В. Британишского; Предисл. В. Витт. — М.: Худож. лит., 1988; Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. М. Малькова. — Л.: Худож. лит., 1987. — 596 с. Dramaty: 2 t. - Warszawa: Czytelnik, 1980-1984; Opowiadania: 6 t. - Warszawa: Czytelnik, 1978-1980; Sława i chwała: 2 t. — Warszawa: Czytelnik, 1978; Wiersze: 2 t. — Warszawa: Czytelnik, 1977.

Литература

Вервес Г. Д. Ярослав Ивашкевич: Лит.-крит. очерк / Пер. с укр. С. Жилютовой. — М.: Сов. писатель, 1985. — 252 с.; Витт В. Ярослав Ивашкевич. — В кн: Писатели Народной Польши, М., 1976, с. 64—84. Gronczewski A. Jarosław Iwaszkiewicz. — Warszawa: PIW, 1972. — 254 s.; Jedrychowska М. Wczesna proza Jarosława Iwaszkiewicza. — Wrocław: Ossolineum, 1977. — 152 s.; Przybylski R. Eros i Tanatos: Proza Jarosława Iwaszkiewicza 1916—1938. — Warszawa: Czytelnik, 1970. — 370 s.

Вернуться к оглавлению