Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ВИТОЛЬД ГОМБРОВИЧ (WITOLD GOMBROWICZ. 1904-1969)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— один из самых своеобразных прозаиков и драматургов XX в., породивший «миф Гомбровича». Сын помещика и предпринимателя, происходившего из старинного шляхетского рода. В 1927 г. окончил юридический факультет Варшавского университета, затем учился в Париже. Вернувшись на родину, Гомбрович вскоре полностью посвятил себя литературе. С августа 1939 г. жил в Аргентине, в 1963 г., получив стипендию фонда Форда, приехал в Европу и в конце концов обосновался в Вансе близ Ниццы. В 1967 г. был награжден международной премией книгоиздателей (Рrix Formentor). Литературную деятельность начал с полуфантастических психологических рассказов («Дневник периода полового созревания», 1933; расширенное и дополненное издание — «Бакакай», 1957). Внимание критики Гомбрович привлек гротескным романом «Фердидурка» (1937), в котором безжалостно высмеяны принципы польского патриотического воспитания (позже он выразил свое скептическое отношение к отечественной культурной традиции в повести «Транс-Атлантик», 1953) и сформулирована главная тема его творчества: устоявшиеся, закосневшие нормы жизни (обычаи, правила, стереотипы поведения и мышления) — и незрелая, формирующаяся личность, не успевшая еще стать такой, какой ее желают видеть окружающие. Свобода личности, выражающаяся в стремлении разрушить окаменевшие формы, оказывается движущей силой мирового развития — но и помогает понять, что создатель всех мертвящих схем и стереотипов — сам человек (драма «Обет», 1953). Впрочем, человек никогда не является самим собой, а оказывается тем существом, форму которого вынужден принять: последняя пьеса Гомбровича «Оперетка» (1966) — пародия на «божественный идиотизм» классической венской оперетты, политическая сатира, взгляд на культуру XX в: и концепция человеческой личности, раскрытая в противопоставлении «одежда — нагота». Однако существует и внутренняя логика развития форм, о которой люди могут лишь догадываться, пытаясь постичь взаимосвязь между ходом событий и их глубинным смыслом (роман «Космос», 1965). Искусство же, по Гомбровичу, вдохновляется всем неоформленным, живым, динамичным (возвращающим юношескую свежесть восприятия — в романе «Порнография», 1960), но само стремится к законченным формам. Примирить эти противоречия должна личность художника — не скованная никакими предрассудками, изменчивая и свободная (доведенный до 1953 г. трехтомный «Дневник», 1957—1966,— самый откровенный писательский автопортрет в польской литературе). Парадоксальный взгляд Гомбровича на жизнь и человека, глубина близкого к экзистенциализму психологического анализа, фантастичность конструируемых ситуаций и гротескность персонажей, злая сатира, юмор и сарказм — все это привлекает к творчеству писателя, произведения которого переведены на множество языков, огромный интерес во всем мире.

Ивонна, принцесса Бургундии (Iwona, księżniczka Burgunda. 1938)

— четырехактная философская драма с элементами театра абсурда. Действие происходит при некоем королевском дворе. Юный принц Филипп предлагает руку и сердце туповатой дурнушке Ивонне, чтобы доказать свою полную внутреннюю свободу и независимость как от мнения окружающих, так и от собственных чувств. Эта ситуация грозит разрушить прежние нормы жизни и извлечь на поверхность то, что стыдливо пряталось в тайниках человеческих душ. Двор пытается приспособиться к новому положению вещей, но в конце концов все, включая принца, на самом деле влюбленного в красавицу Изу и потрясенного тем, что теперь его внутреннюю свободу ограничивают отношения с Ивонной, решают устранить невольную виновницу нарушения привычного порядка. Это удается сделать после того, как двор возвращается к прежним стереотипам.

Произведения

Девственность и другие рассказы; Порнография: Роман; Из дневника / Пер., коммент. и послесл.

Ю. Чайникова. — М.: Лабиринт, 1992,— 320 с.; Ивонна, принцесса Бургундии: Пьеса / Пер.

Л.Бухова; Вступ. ст. Н.Якубовой. — Соврем, драматургия, 1966, № 1, с. 200—227; Порнография /

Пер. и предисл. С. Макарцева. — М.: Радуга, 1994. — 173 с.; Фердидурка / Пер. А. Ермонского.—

Иностр. лит., 1991, № 1, с. 73-211. Dzieła 9 t. / Red. nauk. tekstu J. Błoński: T. 1-9.- Kraków; Wrocław: Wyd-wo lit., 1986.

Литература Błoński J. Forma, śmiech i rzeczy ostateczne: Studia o Gombrowiczu. — Kraków: Znak, 1994. — 281 s.; Gombrowicz / Pod red. Н. Dziechcińskiej. — Wrocław: Ossolineum, 1983. — 157 s.

Вернуться к оглавлению