КОНСТАНТЫ ИЛЬДЕФОНС ТАЛЛИНСКИЙ (KONSTANTY ILDEFONS GAŁCZYŃSKI. 1905-1953)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— поэт, творчество которого является одной из вершин польской поэзии XX в. Литературную деятельность начал в 20-е гг., активно участвовал в различных поэтических кружках и объединениях молодых польских поэтов, стремившихся к обновлению национальных поэтических форм. Уже тогда для Галчинского было характерно обращение к жизни простых людей как к объекту поэтического изображения. В творчестве Галчинского сочетаются интимная лирика, сатира и причудливая фантазия; описание повседневных будней соседствует у него со «злобой дня» и доведенным до абсурда гротеском. Первой крупной книгой Галчинского была фантастическая повесть «Порфирион Ослик, или Клуб святотатцев» (1928), высмеивавшая духовную скудость и убожество мира мещан. Поэма «Конец света» (1930) острой сатирой разила старый, обреченный на гибель мир. Этому миру Галчинский противопоставлял «райские» страны человеческого счастья («Фарландия»), куда можно попасть только в сказочных сапогах-скороходах («Сапоги сапожника Шимона»). Но фантаст и мечтатель Галчинский крепко держался реальной действительности, был влюблен в «простые чудеса», и его сказка сливается с жизнью: по городским булыжным мостовым едут «заговоренные дрожки», ночь похожа на «бродячий склад нот», где каждый может найти для себя любимую мелодию, «сереброухий месяц» заглядывает в магазины, чтобы купить себе шляпу. Приметной чертой творчества Галчинского является своеобразная пропаганда культуры. В стихах он часто обращается к именам и произведениям, связанным с мировым искусством и в особенности с музыкой. Некоторые его стихотворения построены по музыкальным канонам. Тема искусства, тема художника-волшебника, сказочно преображающего мир, очень важна для Галчинского. Ярче всего она выразилась в поэме о Вите Ствоше, скульпторе XVI в. Это подлинный гимн труду народного умельца. Новые аспекты творчества Галчинского раскрылись после войны. Он увлечен романтикой созидания, живо откликается на каждое новое событие. Расширяются его связи с читателями, растет популярность. Галчинский выступает и как сатирик, пишет серию фельетонов «Письма с фиалкой», создает своеобразные театральные миниатюры (театр «Зеленый гусь»), высмеивает бюрократов, лодырей, бытовые неполадки и неурядицы. В сатирической поэме «Путешествие Хризостома Бульвеция в Темноград» он выступает против разного рода пережитков и предрассудков. Галчинский хорошо знал и любил русскую литературу, переводил на родной язык русских поэтов — Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера, Блока, Пастернака, Маршака и др. Творчество Галчинского покоряет богатством ритмов, яркими образами, жизнерадостностью и неистощимостью поэтической выдумки.

Произведения

Избранное / Ю.Тувим; В. Броневский; К. И. Галчинский; Сост. Д.Самойлов, Б. Стахеев. — М.: Худож. лит., 1975. — 381 с. — (Б-ка пол. лит.); Стихи / Предисл. Д.Самойлова. — М.: Худож. лит., 1967.- 263 с. Liryka i groteska / Wybór N. Gałszyńskiej. — Warszawa: Czytelnik, 1975. — 285 s.; Poezje. — Warszawa: Czytelnik, 1976.- 411 s.

Литература Drawicz A. Konstanty Ildefons Całczyński. — Warszawa: Państw, zakł. wyd. szkolnich, 1972. — 299 s.; Szymański W. P. Konstanty Ildefons Gałczyński. - Warszawa: PIW, 1972. — 135 s.; Wyka М. Gałczyński a wzory literackie. — Warszawa: PIW, 1970. — 171 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV