ЖОЗЕ МАРИЯ ЭСА ДЕ КЕЙРОШ (JOSÉ MARIA EÇA DE QUEIROZ. 1845-1900)

ЛИТЕРАТУРА ПОРТУГАЛИИ

— прозаик XIX в. Окончил университет в Коимбре, где в то время группировалась прогрессивно настроенная молодежь. Там он познакомился с поэтом Антеро де Кинталом, сыгравшим большую роль в формировании мировоззрения молодого писателя. Эса де Кейрош в течение ряда лет занимал дипломатические посты; не раз подвергался гонениям за вольнодумство. Благодаря дипломатической работе писатель смог посетить многие страны Европы, Азии, Америки. Романы Эсы де Кейроша отличаются мастерством реалистического изображения жизни и глубиной психологической трактовки образов.

Преступление падре Амароcrime do padre Amaro. 1875—1880)

— первый крупный роман Эсы де Кейроша, носящий следы влияния Эмиля Золя и Постава Флобера, которого писатель считал своим учителем, имеет антиклерикальную направленность. Молодой священник Амаро получает приход в небольшом городе Лейриа, но провинциальная атмосфера тяготит молодого падре. Между ним и дочерью хозяина его квартиры Амелией возникает нежная дружба, перешедшая в любовь. Амелия отказывает жениху и становится возлюбленной Амаро. Их любовь заканчивается трагически — Амелия умирает от родов. Однако герой романа, который постепенно становится все более эгоистичным, вскоре успокаивается. Резкая критика моральной распущенности и лицемерия духовенства, равнодушного к судьбе своей паствы, сочетается в романе с сатирой на нравы глухой португальской провинции.

Реликвия (A relíquia. 1888)

— произведение, герой которого — осиротевший Теодорико — попадает в дом богатой тетки-ханжи. Независимый и гордый по натуре юноша вынужден лицемерить, чтобы угодить властной, капризной благодетельнице. Став взрослым, он не перестает зависеть от прихотей богатой родственницы, потому что он ее единственный наследник. Герой романа с детства привык вести двойную жизнь: одну показную, состоящую из постов и молебнов, другую — тайную, заполненную низменными удовольствиями. По настоянию тетки Теодорико отправляется в Иерусалим. Здесь ему снится, будто он присутствует при последних часах жизни Иисуса Христа. Этот эпизод, органически вплетенный в повествование, занимает в романе большое место. Развязка романа написана в юмористическом стиле и мастерски завершает сатиру на ханжеское благочестие. Теодорико привозит тетке фальшивую реликвию — терновый венец Христа. По ошибке вместо реликвии к набожной старухе попадает ночная рубашка любовницы ее племянника. Выгнанный теткой из дома и лишенный наследства, Теодорико вынужден зарабатывать на жизнь продажей палестинских реликвий.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Редкол. В. Земсков и др.; Вступ. ст. и коммент. С. Пискуновой. — Т. 1, 2. М.: Худож. лит., 1991—1994; Избранные произведения: В 2 т. / Предисл., коммент. С.Ереминой. — М.: Худож. лит., 1985; Новеллы / Сост. Л.Бреверн; Предисл. М. Кораллова. — М.: Худож. лит., 1976. — 300 с.; Преступление падре Амаро; Переписка Фрадике Мендеса / Предисл. М. Кораллова. — М.: Худож. лит., 1970. — 620 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Obras: Em 2 t. — 2 ed. — Paris; Lisboa: Aillaud; Bertrand, 1922—1923; O crime do padre Amaro: Scenas de vida devota. — Porto: Chardron, 1924. — VII, 611 p.; A relíquia,— Porto: Chardron. 1927. — 329 p.

Литература Coimbra Martins A. Ensaios queirosianos. — Lisboa: Europa-América, 1967. — 411 p.; Dicionário de Eça de Queiroz / Org. e coord. de A.Campos Matos. — Lisboa: Caminho, 1988. — 646 p.; Medina J. Eça de Quiroz e o seu tempo. — Lisboa, 1972. — 365 p.; Moog V. Eça de Queiroz e o século XIX. — 5 ed. — Rio de Janeiro: Civilização brasileira, 1966. — 328 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV