Наши партнеры

Msk.rdw.ru - Интересует работа машинист? Новые предложения здесь!

ВАСИЛЕ АЛЕКСАНДРИ (VASILE ALECSANDRI. 1821-1890)

ЛИТЕРАТУРА РУМЫНИИ

— один из основоположников современной румынской литературы, поэт, драматург и прозаик. Родился в семье мелкого помещика. Будущий писатель с детства полюбил народные сказки и баллады, услышанные от матери. Александри учился в Яссах, затем в Париже, где сблизился с общественными деятелями Румынии, которые в дальнейшем возглавили революцию 1848 г. Вернувшись на родину, он издавал литературные журналы, работал директором Национального театра в Яссах (1840—1842). В творчестве Александри нашли отражение три важнейших события в истории Румынии XIX в.: революция 1848 г. (стихотворение «Пробуждение Румынии»), объединение Молдавии и Валахии в единое государство в 1859 г. («Хора объединения») и война против османских поработителей 1877—1878 гг. (цикл стихотворений «Наши воины»). С именем Александри в румынской литературе связано обращение к традициям народного творчества. Собиратель и страстный пропагандист румынского фольклора (сборник «Народная поэзия румын», 1853), Александри в своих стихах порывает с господствовавшим до него салонным лирическим шаблоном и сближается с поэзией народа (сборники «Дойны», «Пастели», «Легенды» и др.). Его пьесы «Яссы во время карнавала», «Кирица в Яссах» и «Кирица в провинции», «Санду Напоиле» и многие другие положили начало развитию румынского реалистического театра. Из прозаических произведений Александри наибольший интерес представляет рассказ «История одного золотого», содержащий резкую критику нравов современного писателю общества.

Кирица в Яссах (Chirita în Iaşi. 1850); Кирица в провинции (Chinta în provincie. 1852)

— пьесы, героиня которых — невежественная и грубая помещица — живой и очень типичный для той эпохи образ. Недаром во времена Александри ее имя стало нарицательным. Кирица стремится любыми способами проникнуть в высший свет. Она гонится за модой и старается показать свою «просвещенность», невпопад вставляя исковерканные французские слова, что не мешает ей, однако, давать пощечины слугам, грозить кнутом крестьянам и грубо браниться. Выразителен образ сына Кирицы, напоминающий фонвизинского Недоросля. Комедии о Кирице ярко воспроизводят быт, нравы и язык румынского общества середины XIX в.

Пастели (Pasteluri. 1861-1875)

— цикл стихотворений, созданный в последний период творчества писателя. Темы большинства стихотворений — сельские пейзажи, труд крестьян. Поэт с любовью наблюдает, как преображается природа в различные времена года («Зима», «Конец осени», «Вестник весны»), восхищается весенним утром («Утро»), в идиллических стихах прославляет труд крестьянина («Пахари», «Сеятели», «Родина»). Прозрачность и мелодичность стиха, богатая образность делают цикл «Пастели» классическим образцом румынской поэзии.

Легенды (Legende. 1872-1878)

— цикл поэм, сюжеты которых взяты из народных сказок и преданий («Легенда ласточки», «Легенда ландыша») или из национальной истории («Красная дубрава»). Исторические личности (Штефан Великий, Михай Храбрый) показаны здесь как сказочные богатыри. Ведущая тема «Легенд» -борьба за национальную независимость. Часто отправной точкой для Александри служат поговорка («Ткачиха-осень»), строка из народной песни или сказки («Легенда ласточки», «Труп кровавый»), которую Александри берет иногда в качестве эпиграфа.

Деспот-Вода (Despot-Vodă. 1879)

- романтическая драма в стихах. Ее сюжет взят из румынских летописей, действие относится к одному из самых драматических периодов истории Молдавии (вторая половина XVI в.). Характер Якоба Ераклида-Деспота, талантливого авантюриста, сумевшего при поддержке наемных войск временно захватить молдавский престол, показан во всех его противоречиях и с большим мастерством. Деспот привлекает Александри своей исключительностью — энергией, храбростью, умом. Но Деспот — тиран и поэтому глубоко чужд Александри, противнику всякой тирании.

Сынзиана и Пепеля (Sînsiana şi Pepelea. 1880)

— «национальная феерия», как назвал свою пьесу писатель. Она написана по мотивам румынских народных сказок. Умный и отважный юноша Пепеля, олицетворяющий бессмертие и всепобеждающую силу народа, при помощи доброй Феи Озера освобождает золотоволосую Сынзиану из-под власти Змея и добивается ее руки. Обаяние, юмор и поэтичность народной сказки сочетаются в пьесе с язвительной сатирой. Александри вложил в пьесу злободневный политический смысл. Царство Рогоза — это Румыния Карла I (60-е гг. XIX в.). Глупость короля, низкопоклонство и продажность министров, беспринципность политических партий — все подвергается осмеянию.

Произведения

Избранное / Сост. и вступ. ст. Т.Ивановой. — М.: Худож. лит., 1959. — 270 с.; Александри В. Стихотворения; Эминеску М. Стихотворения; Кошбук Дж. Стихотворения; Караджале И.-Л. Потерянное письмо; Рассказы; Славич И. Счастливая мельница. — М.: Худож. лит., 1975. — 669 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Opere: în 4 voi. / Text ales şi stabilit de G.C.Nicolescu, G. Rădulescu-Dulghera; Studiu introd., note şi coment. de G.C.Nicolescu. — Bucureşti: EPL, 1966—1974; Despot-Vodă: Legendă istorică în versuri. — Bucureşti: Ed. tineret., 1953. — 187 p.; Drame / Ed. îngrij. de G. Pienescu. — Bucureşti: Minerva, 1975. — 430 p.; Poezii. — Bucureşti: Minerva, 1974. — 785 p.; Proză / Ed. îngrij. şi studiu introd. de G.C.Nicolescu.- Bucureşti EPL, 1966.- XXIII, 613 p.

Литература

Панфил В. Литературное наследие Василе Александри. — Октябрь, Кишинев, 1955, № 1, с. 70—84. Ghiţulescu E. Vasile Alecsandri. — Bucureşti: Albatros, 1979. — 282 p.; Nicolescu G. C. Viaţa lui Vasile Alecsandri. — Ed. 3. — Bucureşti, 1975. — 599 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV