Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

МИХАИЛ САДОВЯНУ (MIHAIL SADOVEANU, 1880-1961)

ЛИТЕРАТУРА РУМЫНИИ

— один из основоположников новой литературы в Румынии. Отец Садовяну был адвокатом, мать-крестьянкой. Значительная часть его детства прошла в деревне у родителей матери. Еще будучи учеником Ясского национального лицея, Садовяну начинает писать. В 1904 г. выходят сразу четыре книги молодого писателя: «Рассказы», «Соколы», «Задушенные страдания», «Корчма деда Преку», три из которых удостаиваются различных премий. Садовяну выступил как продолжатель демократических традиций румынской литературы. Большое влияние на молодого писателя оказало творчество русских писателей-классиков — Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Тяжелая жизнь крестьянина, его протест против беззакония и эксплуатации — тема лучших произведений Садовяну, написанных до 1944 г. В центре исторических романов писателя находится народ — борец за национальную независимость против иноземных захватчиков. Тема народа проходит через все творчество Садовяну — и рассказы, и такие крупные произведения как «Улица Лэпушняну» (1921), «По Серету мельница плыла» (1923), «На постоялом дворе Анкуцы» (1928), «Чекан» (1930), исторический роман «Братья Ждер» (1935—1945), автобиографическая книга «Годы ученичества» (1944). Правдивое изображение нужд и чаяний трудовых людей придавало произведениям писателя-демократа и патриота острое социальное звучание. В годы фашизма Садовяну подвергался преследованиям. После освобождения страны от фашизма Садовяну принимает активное участие в строительстве социализма как писатель и общественный деятель. Академик Садовяну был на протяжении многих лет заместителем председателя Великого национального собрания, возглавлял Постоянный комитет сторонников мира в стране, был членом Всемирного Совета Мира и Комитета по присуждению международных Ленинских премий «За укрепление мира между народами», возглавлял Союз писателей Румынии. Признанием его большого вклада в дело борьбы за мир явилась международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами», присужденная Садовяну в 1961 г. Из произведений, написанных Садовяну после 1944 г., наиболее значительными являются повесть «Митря Кокор» (1949) и исторический роман «Никоарэ Подкова» (1952). Всей своей жизнью и творчеством Садовяну был устремлен к одной цели: утверждению справедливости, социальной и человеческой. Глубокий художник-реалист, чуткий психолог, он заставляет читателя с напряженным вниманием и горячим сочувствием следить за судьбами своих героев. Бытописатель, обладающий огромной наблюдательностью, Садовяну в многочисленных рассказах рисовал «свинцовые мерзости» провинциального захолустья, мещанские нравы, достигая порой подлинно чеховской выразительности.

По Серету мельница плыла (Venea o moară pe Şiret. 1923)

— роман, сюжетную основу которого составляет любовная драма: помещик Филоти Бучуману делает своей наложницей крестьянку Аницу Русу, полюбившую Костю, сына Филоти. В то же время Аницу любит крестьянин Василе Бребу, который вступается за ее честь и покушается на жизнь Кости. Поняв, что Аница сама не хочет уходить из помещичьего дома, Василе убивает ее. Этот сюжет служит Садовяну для раскрытия двух идей, проходящих через все его творчество: идеи «боярского греха», то есть преступления помещичьего класса перед народом, и идеи возмездия, отмщения народа за все его унижения. Не ограничиваясь рамками любовно-романтической интриги, писатель создал подлинно социальный роман.

На постоялом дворе Анкуцы (Hanu-Ancuţei. 1928)

— повесть, включающая несколько связанных единым сюжетом новелл. На постоялом дворе Анкуцы собрался самый различный народ: тут и рэзеш (мелкий землевладелец), и пастух, и сельский священник, и купец. Все эти люди, сидя за стаканом вина, рассказывают друг другу различные истории. С помощью этого приема Садовяну создает своеобразное повествование о румынском народе, о его характере. Каждая рассказанная история раскрывает одну из черт народного характера: чувство собственного достоинства, благородство, отвагу. Романтически приподнятая по стилю, книга правдиво повествует о народной жизни языком самого народа, красочным и выразительным. Наиболее впечатляющей новеллой является «Суд обездоленных», где говорится о гайдуке — народном мстителе Василе, прозванном Великим, и о народном суде над изувером-помещиком.

Жизнь Штефана Великого (Viaţa lui Ştefan cel Mare. 1934)

— исторический роман, в котором героическое прошлое Румынии противопоставляется ее настоящему. Выражен протест против антинародной политики правящих классов, против фашизма. Книга Садовяну, стилизованная под летопись, посвящена жизнеописанию молдавского господаря Штефана Великого (1457—1504), патриота, борца против иноземных захватчиков, мудрого политика, который, понимая свободолюбивые устремления народа, отстаивал его интересы и в своей борьбе опирался на народ.

Митря Кокор (Mitrea Cocor. 1949)

— в этой повести Садовяну как бы подводит итог своим многолетним размышлениям об участи румынского крестьянства. Судьба Митри Кокора, деревенского парня, предстает в повести как воплощение обездоленности миллионов тружеников земли. Тяжелое детство, беспросветные годы рабского труда на помещика Кристи-Трехносого, зарождение неосознанного стихийного протеста против несправедливости. В армии Митря знакомится с коммунистом Флорей, который разъясняет деревенскому парню, что такое капиталистическая система. Окончательно герой Садовяну прозревает в плену, в Советском Союзе, и, возвратившись на родину, в свое село, организует раздел помещичьей земли. Показав на примере Митри Кокора типичный путь крестьянина, переходящего от стихийного протеста к сознательной борьбе за свои права, Садовяну создал глубоко народное произведение, получившее широкое признание во многих странах мира.

Никоарэ Подкова (Nicoară Potcoayâ. 1952)

— исторический роман, одно из лучших произведений Садовяну. После освобождения страны писатель творчески переосмысливает свои старые излюбленные темы. Так, обратившись к историческому сюжету, использованному им еще в 1904 г. в романтической повести «Соколы», писатель создает роман «Никоарэ Подкова». Запорожский гетман Никоарэ Подкова, брат убитого молдавского господаря Иона Жестокого, решает отомстить за брата и захватить княжеский престол. Добившись своей цели, он, однако, отказывается от власти. Сюжетная линия, одинаковая в обоих произведениях, выглядит вместе с тем по-разному в повести и романе. Поступками Подковы в повести «Соколы» руководит жажда личной мести и внезапно охватившая его страсть. В романе Подкова изображен как народный герой, чья цель — отомстить за поруганный народ, за его страдания. В «Никоарэ Подкова» Садовяну показывает роль народа в историческом процессе.

Произведения

Избранное. — М.: Худож. лит., 1976. — 450 с. (Б-ка лит. СРР); Братья Ждер / Пер. М.Фридмана, П.Быстрова; Вступ. ст. Ю.Кожевникова. — М.: Худож. лит., 1971. — 767 с.; Жизнь Штефана Великого / Пер. М.Фридмана. — Бухарест: Изд-во лит. на иностр. яз., 1957. — 225 с.; Место, где ничего не произошло: Повести и рассказы / Пер. под ред. Д. Горбова; Сост. и предисл. Ю. Кожевникова. — М.: Гослитиздат, 1963. — 471 с.; На постоялом дворе Анкуцы. — Бухарест: Книга, 1954. — 185 с.; Никоарэ Подкова / Пер. М.Фридмана. Под ред. Н.Немчиновой. — М.: Изд-во иностр. лит., 1955. — 341 с.; По Серету мельница плыла / Пер. М.Фридмана; Вступ ст. Б.Полевого. — М.: Гослитиздат, 1954. — 392 с.; Рассказы; Митря Кокор; Л. Ребряну. Восстание / Вступ. ст. и примеч. Ю.Кожевникова. — М.: Худож. лит., 1976. — 702 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Чекан: Роман / Пер. М.Фридмана; Предисл. Ю.Кожевникова. — М.: Известия, 1983. — 126 с. Opere. Apare sub supravegherea autorului: în 22 voi. — Bucureşti: ESPLA, 1954—1973; Mitrea Cocor. — Ed. 9. — Bucureşti: Minerva, 1974. — 429 p.

Литература

Кожевников Ю.А. Михаил Садовяну.- М.: Изд-во АН СССР, 1960.- 239 с.; Ройзман П. И. Михаил Садовяну: Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюз. кн. палата, 1962. — 96 с.; Сугоняй В. Михаил Садовяну. Жизнь и творчество. — М.: Сов. писатель, 1959. — 332 с. Aspecte din Viaţa şi opera lui Mihail Sadoveanu. — Bucureşti: Ed. de stat pentru lit. şi artă, 1958. — 240 p.; Bratu S. Mihail Sadoveanu. — Bucureşti: Ed. pentru lit., 1963. — 658 p.; Manolescu N. Sadoveanu sau utopia cărţii. — Bucureşti: Eminescu, 1976. — 257 p.; Sângeorzan Z. Mihail Sadoveanu: Teme fundamentale. — Bucureşti: Minerva. — 1976. — 332 p.

Вернуться к оглавлению