Наши партнеры

Внутренняя отделка помещений офисов alpa.pro.

СЁРЕН ОБЮ КИРКЕГОР (SØREN AABYE KIERKEGAARD. 1813-1855)

ЛИТЕРАТУРА ДАНИИ

— писатель и философ, предшественник экзистенциализма, мастер интеллектуальной прозы. Родился в семье торговца шерстью, энергичного и набожного человека, изучал в университете теологию и средневековую литературу, рано покинул родительский дом и некоторое время вел рассеянный образ жизни, посещая кафе, делая долги и заводя сомнительные знакомства. Смерть отца в 1838 г. изменяет его отношение к жизни: Киркегор серьезно занимается философией и в 1841 г. защищает диссертацию по эстетике «О понятии иронии». Вскоре без видимого повода он разрывает помолвку с невестой, то есть совершает поступок по тем временам скандальный, уезжает в Берлин, тогдашнюю философскую столицу мира, и после возвращения в следующем году публикует свой самый известный труд «Или — или». Одна из его частей, написанная в форме романа, «Дневник обольстителя», реанимирует утихший было скандал — речь в книге идет о разрыве помолвки и о совращении девушки-невесты! Вокруг деталей романа стали строиться (и до сих пор строятся) самые различные версии. Считали, например, что, написав «Дневник обольстителя», Киркегор сознательно очернил себя в глазах брошенной невесты, чтобы искупить вину перед ней. Другое объяснение: роман — это литературная компенсация физической немощи автора, и написан, чтобы ее скрыть. В любом случае «Дневник обольстителя» был для его автора инструментом познания истины о себе и демонстрацией его излюбленного тезиса о том, что истина вне мыслящего человека не существует и от него неотделима. В «Или — или» она представлена в виде выбора между «эстетическим» (или «наслажденческим») и «этическим» («моральным») образом жизни. В последующих работах «Страх и трепет», «Повторение» (1843), «Философские крохи», «Понятие страха» (1844), «Этапы жизненного пути» (1845), «Христианские речи» (1848), «Болезнь смерти» (1849) и многих других философ дополняет этот выбор необходимостью религиозного обращения — «абсурдной», по его собственным словам, веры в Бога, которую, как считают многие исследователи, он так до конца и не принял.

Дневник обольстителя (Forførerens dagbog. 1843)

— роман, якобы составленный из дневника и писем, найденных неким г-ном А в ящике стола у его приятеля Йоханнеса. Поэзию и мечту автор дневника стремится внести в свою жизнь, организуя ее в соответствии с канонами прекрасного и избирая из этого прекрасного то, что интересует его больше всего,— любовные похождения. Правда, Йоханнес не опускается до роли заурядного ловеласа: чаще всего ему довольно немногого — ответного поклона или улыбки. Но от главной героини дневника он добивается большего: встретившись с ней однажды на улице, Йоханнес долго разыскивает ее, узнает ее имя, навязывает свою дружбу влюбленному в нее юноше, играет роль его поверенного в сердечных делах и попадает наконец в дом Корделии и ее тети (родители девушки умерли). Все время Йоханнес действует как бы по рассчитанному сценарию. Вначале Йоханнес к Корделии почти вызывающе невнимателен и подчеркнуто любезен с ее тетей, затем неожиданно, отделываясь заодно от соперника, делает ей предложение, которое принимается; на этой стадии он разжигает любопытство и чувственность невесты пылкими письмами, наедине же с ней ведет себя сдержанно и иронично. Проходит некоторое время, и Йоханнес, разыгрывая тяготящуюся формальными узами романтическую страсть, заставляет девушку разорвать помолвку с ним по ее собственной инициативе — Корделия готова почти на все, она без памяти в него влюблена. Впрочем, Йоханнес увлечен ею не меньше, что не мешает ему продолжать тонко рассчитанную игру, которая завершается к полному его удовлетворению. После этого Корделия его не интересует — спектакль окончен, герою снова скучно... до постановки следующей «эстетической» задачи.

Произведения

Дневник обольстителя / Пер. П.Ганзена. — В кн.: Скандинавия: Лит. панорама, М., 1991, вып. 2, с. 11 — 159; Наслаждение и долг / Пер. и предисл. П.Ганзена. — СПб.: Ледерле, 1984. — 414 с.; Страх и трепет / Пер. Н.В.Исаевой и С.А.Исаева; Предисл. С.А.Исаева. — М.: Республика, 1993,- 383 с. Samlede vcrker: In 20 bd. / Udg. af A. B. Drachmann et al. — København: Gyldendal, 1982.

Литература

Бредсдорф Э. Л. «Корсар» в издании М. А. Гольдшмидта (1840—1846): (С подробным разбором конфликта между Сёреном Киркегором и «Корсаром») /Пер. В. В. Похлебкина. — В кн.: Бредсдорф Э. Л. Литература и общество в Скандинавии, М., 1971, с. 23—150; Быховский Б. Э. Кьеркегор. — М.: Мысль, 1971. — 238 с.; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. — М.: Искусство, 1970. — 246 с.; Долгов К. М. Серен Киркегор — предтеча современного экзистенциализма. — В кн.: Долгов К. М. От Киркегора до Камю, М., 1990, с. 7-42. Jørgensen C. Søren Kierkegaard: In 5 bd. — København, 1964.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV