КЬЕЛЛЬ АБЕЛЛЬ (KJELD ABELL. 1901-1961)

ЛИТЕРАТУРА ДАНИИ

— один из самых крупных датских драматургов 30—60-х гг. В 1918г. стал кандидатом политических наук, но всецело посвятил себя театру. В 1927—1932 гг. работал художником сцены в Лондоне и в Париже, а в 1935 г. успешно дебютировал как драматург пьесой «Пропавшая мелодия» (поставлена во Фредриксбурге). В своей творческой практике Абелль исходил из того, что «современный датский театр вовсе не современен». Он выступал против традиционной театральной формы, называя ее «страшным проклятием натурализма», против канонизированных постановочных приемов. Театр, считал Абелль, должен быть местом свободного проявления фантазии для драматурга, режиссера, актера, а изобразительные средства театра должны выражать активное отношение драматурга и постановщика к жизни. Эти его идеи получили практическое воплощение в пьесе «Пропавшая мелодия», которую датские исследователи единодушно называют началом новой эпохи в истории национальной драматургии. Это интересное и по содержанию, и по форме произведение, в котором сочетаются различные драматургические жанры (скетч, пантомима, музыкальные номера), а нарочито приземленные бытовые сцены перемежаются с фантастикой. Пьеса — острая издевка над мещанским образом жизни и мышления — получила значительный общественный резонанс в Дании. Фамилия ее героя, мелкого служащего Ларсена, стала нарицательной. Подвергая сатирическому осмеянию мир мещанина, Абелль стремился к утверждению истинных, гуманистических ценностей. Его следующая пьеса «Анна Софи Хедвиг» (1939) направлена против капитуляции перед насилием, диктатурой. Знаменательны слова одного из героев пьесы: «Если гуманно сидеть сложа руки и ни во что не вмешиваться, тогда гуманизм — бранное слово, это — куст, в который мы прячем голову». В пьесах 40—50-х гг. «Дни на облаке» (1947), «Голубые пекинские собачки» (1954) и др. Абелль вновь обращается к проблеме человеческой ответственности за то, что происходит в окружающем мире. За блестящим остроумием Абелля, за ярким фейерверком сценических приемов датская критика справедливо видела глубину его гуманизма, протест против духа цинизма, накопительства, всех тех черт, которые определяются понятием «мещанство».

Силькеборг (Silkeborg. 1946)

— пьеса, в которой Абелль обращается к проблеме ответственности. Опыт фашистской оккупации показал, по мнению писателя, что безразличие, «нейтралитет», индивидуализм закономерно и неизбежно приводят к предательству. Датчанам, утверждает Абелль, пришлось слишком дорого заплатить за прозрение. Устоявшемуся мирку Мартинсена-Смита, благополучного мещанина, осуждающего участников Сопротивления и поддерживающего добрые отношения с предателями родины, противопоставлены Йорген и Крошка Ульриксен, решительно вставшие в ряды борцов против оккупантов. Погибший Крошка Ульриксен становится, как говорит Йорген, олицетворением «армии безымянных», которые «отдали жизнь за то, чтобы мы могли жить, не стыдясь, и, не опуская глаз, смотреться в зеркало». Важно, что Абелль не ограничивается в этой пьесе только обращением к прошлому, его анализом. «Силькеборг» — прежде всего суровое предупреждение против повторения страшных событий, против всего, что создало для них почву.

Произведения

Анна Софи Хедвиг: Пьеса в 3 д. — М.: Искусство, 1963. — 102 с.; Силькеборг / Пер. С. Белокриницкой. — В кн.: Современная датская пьеса, М., 1974, с. 69—138. Anna Sophie Hedvig. — København: Nordisk forlag, 1960. — 82 s.; Dage på en sky. — København: Thaning & Appel, 1947. — 102 s.; Melodien der blev vaek. — In: Fire skuespil. København, 1955, s. 6—66; Silkeborg. - København: Gyldendal, 1946. - 75 s.

Литература

Куприянова И. П. «Маленький человек» в ранних комедиях К. Абелля. — В кн.: Проблема личности в современных зарубежных литературах, Л., 1971, с. 97—108. En bog om Kjeld Abell. — København: Gyldendal, 1961. — 173 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV