Наши партнеры

Новый способ направления командной работы
Беспроцентные кредиты

ХЕНРИК ЮХАН ИБСЕН (HENRIK JOHAN IBSEN. 1828-1906)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— один из «властителей дум» на рубеже столетий, классик норвежской литературы и мировой драматургии. Родился в городе Шине в семье коммерсанта. Творческий путь начал в середине прошлого века стихами, посвященными героям венгерской революции 1848—1849 гг. Еще будучи студентом, Ибсен стал одним из издателей оппозиционной сатирической газеты. В 1851—1857 гг. он руководил Бергенским национальным театром, с 1857 г. — национальным театром Христиании. В 1862 г. была опубликована пьеса Ибсена «Комедия любви», вызвавшая ожесточенные нападки читателей и недоброжелательной критики, требовавшей расправы с драматургом, осмелившимся подвергнуть осуждению устои морали. Непонимание его взглядов в стране, разочарование в политике правительства в отношении датско-прусского конфликта, тяжелое материальное положение вынудили писателя покинуть Норвегию. Около 30 лет провел он в других странах и лишь в 1891 г. вернулся на родину. Все творчество Ибсена представляет собой протест против мещанской морали, против компромиссов с совестью. Большинство героев его пьес — честные идеалисты, вступающие в конфликт с окружающим их обществом, но остающиеся в трагическом одиночестве.

Бранд (Brand. 1866)

— драматическая поэма в стихах. Ее герой — священник, живущий в одном из глухих горных районов Норвегии. Прихожане его бедны и невежественны. Человек исключительной воли и характера, герой порицает приверженность соотечественников к материальным благам и духу практического компромисса, считая их причиной духовного вырождения человека. «Все или ничего»

— таков его девиз. Следуя этому принципу, он безжалостен к окружающим и к самому себе. Умирают, не перенеся жестоких условий существования, жена Бранда Агнес и его маленький сын. Герой остается один. Суровому и фанатичному проповеднику духовной бескомпромиссности противопоставлен в пьесе Фогт, главные побуждения которого — корысть, тщеславие и мещанское благоразумие. Произнеся вдохновенную речь о величии подвига, о жертвенном стремлении к идеалу, священник заражает энтузиазмом прихожан, они следуют за ним. Но идеалы героя слишком туманны и расплывчаты. Его призыв к духовному возрождению непонятен. Узнав, что награда за муки и страдания заключается только в сознании исполненного долга, прихожане восстают против Бранда и покидают его. Одинокий, окровавленный и обессиленный, он погибает под снежной лавиной.

Пер Гюнт (Peer Gynt. 1867)

— драматическая поэма, главный герой которой — фантазер и мечтатель — воплощает в себе ряд человеческих слабостей: леность, слабодушие, склонность к половинчатым решениям. Вместе с тем он не лишен своеобразного обаяния. Пер влюбляется в Сольвейг, чистую и кроткую девушку, но, чтобы поддержать свою славу удальца, похищает Ингрид, чужую невесту, которую скоро бросает. В течение долгих лет Пер скитается по свету, меняя занятия и обличья, живет в богатстве и в бедности, но в конце концов нищим и одиноким стариком возвращается на родину, ничего не совершив. Здесь он вновь находит свою старую лесную хижину, на пороге которой встречает Сольвейг, ожидавшую его долгие годы. Она спасает Пера, уверив его, что в ее памяти он всегда оставался самим собой.

Столпы общества (Samfundets støtter. 1877)

— пьеса, герой которой, консул Берник, выдавая себя за честного предпринимателя и высоконравственного человека, распространяет темные слухи о своем шурине Юхане. Через много лет Юхан и его сводная сестра Лона, за которой когда-то ухаживал Берник, возвращаются из Америки на родину. К этому времени консул стал преуспевающим дельцом; а в глазах общества — образцовым семьянином и гражданином. Вскоре он узнает, что его сын тайком пробрался на корабль, на котором Юхан возвращается в Америку. Корабль же с ведома Берника плохо отремонтирован и заранее обречен на гибель. В отчаянии Берник ханжески кается в клевете на Юхана. Общество шокировано, но выгодное предложение консула о строительстве железной дороги восстанавливает его пошатнувшийся было авторитет. Пафос этого произведения в гневном сатирическом разоблачении «столпов общества».

Кукольный дом (Et dukkehjem. 1879)

— пьеса, обошедшая театры всего мира и вызвавшая горячие споры. Героиня пьесы, Нора Хельмер, живет «кукольной жизнью». Ее роль в семье сводится к тому, чтобы хранить уют и поддерживать хорошее расположение духа мужа — Хельмера. Но жизнь Норы вовсе не идиллична. В первые годы брака ей пришлось, спасая жизнь тяжело болевшего мужа, тайно от него занять крупную сумму денег. Для этого она подделала подпись отца. Когда Хельмер узнает о подлоге, он гневно осуждает жену. Нора, ждавшая чуда — проявления любви, сочувствия и великодушия, — прозревает. Она заявляет мужу, что их восьмилетняя супружеская жизнь была не настоящим браком, не союзом равных, а просто сожительством. Продолжать это сожительство Нора не желает и поэтому оставляет семью. Она уходит, чтобы начать новую жизнь, определить свое место в обществе. «Кукольный дом» — произведение чрезвычайно смелое для своего времени — ставило вопрос о полном равноправии женщины, хотя бы в рамках семьи.

Привидения (Gengangere. 1881)

— драма, посвященная проблеме буржуазного брака. В центре ее судьба фру Алвинг, насильственно выданной замуж за распутного и легкомысленного человека. Героиня пыталась уйти от мужа к пастору Мандерсу, которого она полюбила. Но пастор — святоша и ограниченный моралист — заставил ее вернуться к мужу. Фру Алвинг вынуждена удалить из дома своего сына Освальда, чтобы развращающее влияние отца не коснулось ребенка. Спустя много лет Освальд, молодой художник, возвращается домой, и несчастья одно за другим входят в дом фру Алвинг. Сгорает только что выстроенный на ее средства приют; узнав о том, что она незаконная дочь покойного Алвинга, уходит служанка Регина; трусливо бежит пастор Мандерс, и на руках у фру Алвинг остается неизлечимо больной, впавший в слабоумие Освальд.

Враг народа (En folkefiende. 1882)

— комедия, в которой Ибсен с особой силой разоблачил пороки, разъедающие государственный организм: коррупцию, продажность прессы, жажду наживы, ненависть к поборникам истины.

Доктор Стокман, честный и наивный идеалист, установил, что водопроводная система его родного городка, славящегося своим курортом и водолечебницей, является причиной заболеваний, источником инфекции. Желая оказать услугу согражданам, он собирается печатно оповестить их о грозящей опасности, но это очень невыгодно «отцам города» (в том числе и бургомистру, брату доктора). Против Стокмана ополчается общественное мнение, брат и тесть предлагают ему умолчать об его открытии, но безуспешно. Герой один выступает против сплоченного большинства, заявляя в финале пьесы, что сила — в одиночестве. Эта точка зрения характерна для Ибсена, противопоставляющего обществу бунтаря-одиночку.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Г. Адмони. — М.: Искусство, 1956—1958; Драмы; Стихотворения / Предисл. В.Адмони. — М.: Худож. лит., 1972. — 814 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Пер Гюнт / Пер. А.Шараповой; Вступ. ст. Н.Любимова. — М.: Худож. лит., 1978.— 272 с.

Samlede verker: In 21 bd. / Hundreårsutgave ved F. Bull, Н. Koht, D. A. Seip. — Oslo: Gyldendal 1928-1957.

Литература

Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Худож. лит., 1989. — 270 с.; Неустроев В. Генрик Ибсен и проблемы романтизма. — В кн.: Скандинавский сборник, Таллин, 1964, т. 9, с. 136—156; Хейберг X. Генрик Ибсен / Пер. В. Якуба; Послесл. В. Адмони. — М.: Искусство, 1975. — 278 с. Bien H. Henrik Ibsens Realismus: Zur Genesis und Methode des klassischen kritisch-realistischen Dramas. — Berlin: Rutten Loening, 1970. — 325 s.; Fraenkl P. Ibsens vei til drama: En undersøkelse av dramatikerens genesis. — Oslo: Jørgensen, 1955. — 262 s.: Shaw G. B. The quintessence of Ibsenism: Now completed to the death of Ibsen.- London: Constable, 1913.- XIX, 210 p.

Вернуться к оглавлению