КНУТ ГАМСУН (KNUT HAMSUN. 1859-1952)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— псевдоним Кнуда Петерсена. Герои ранних романов писателя — люди, страдающие от одиночества, невозможности понять друг друга, зыбкости существования, сложности и безысходности своих глубоких чувств. Противоречивость их внутренней жизни, странность поступков заставляют вспомнить произведения Достоевского, к творчеству которого Гамсун относился с огромным уважением. Судьбы своих персонажей — крестьян, интеллигенции, рыбаков — он, следуя в этом за великим русским писателем, дает в контексте реальной жизни страны, а эту жизнь воспроизводит с достоверностью мастера-реалиста. На рубеже XIX—XX вв. буржуазный прогресс начал разрушать патриархальные устои норвежской провинции; Гамсун считал его враждебным полноценному развитию человеческой личности и духовной свободе. Эту свободу он пытался найти в близости к природе, в силе любовных чувств, позднее — в устойчивой трудовой жизни крестьянина, всеми корнями связанного с родной землей. Гамсун родился в семье деревенского портного. Еще в юности будущий писатель сменил множество профессий: был коробейником, приказчиком в лавке, дважды в поисках заработка приезжал в США. Позднее в очерках «Духовная жизнь Америки» он резко отрицательно отзывался об этой стране. Широкую известность молодому писателю принесла психологическая повесть «Голод» (1890), произведение во многом автобиографическое. В романах «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) талант Гамсуна достигает художественного совершенства. В то же время в драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896), «Вечерняя заря» (1898) Гамсун высказал недоверие к демократии. В конце жизни, запутавшись в консервативных социально-политических концепциях, престарелый писатель принял сторону коллаборационистов в оккупированной гитлеровцами Норвегии, за что после освобождения страны предстал перед судом. Не забывая об этой странице биографии Гамсуна, норвежский народ, однако, по заслугам относит лучшие его книги к числу высших достижений национальной литературы.

Мистерии (Mysterier. 1892)

— роман, полный напряженных и острых психологических конфликтов. Как будто бы устойчивая обывательская жизнь провинциального городка нарушается не всегда объяснимыми поступками, парадоксальными речами неведомо откуда появившегося Нагеля, человека без быта, без корней, во всем противостоящего привычной повседневности. Его общественные взгляды расплывчаты и противоречивы. Нагель презирает самодовольный здравомыслящий буржуазный либерализм, он, бесспорно, человечен, но вместе с тем — крайний индивидуалист и анархист, склонный к фантазированию и мистификации. По каким-то признакам проницательный Нагель смог догадаться о сложных драмах, скрытых за будничной жизнью городка: о безнадежной любви молодого семинариста к дочери пастора Дагни, закончившейся его самоубийством, о трагической судьбе Магды, на которой из жалости и чувства одиночества задумал жениться он сам... Сложна и мучительна любовь героя к Дагни — с нею он надеялся обрести чувство полноценности и гармонии. Роман заканчивается самоубийством Нагеля. В этом характерном гамсуновском герое воплощены духовные болезни эпохи: опустошающий скептицизм, зыбкость эмоциональных и интеллектуальных устремлений.

Пан (Pan. 1894)

— повесть, в которой Гамсун с необыкновенным мастерством изображает величественную красоту природы: краски леса и моря, их запахи и звуки. Только здесь, вдалеке от чуждой ему суеты городов и поселков, герой произведения Глан надеется обрести полноценное чувство жизни. Но ощущение неустойчивости, тревоги не исчезает; сложные любовные переживания, которые так же, как и природа, составляют основу его жизни, далеки от гармонии. Увлечения иной раз толкают Глана на странные поступки: его отношения с женой кузнеца Евой и с дочерью купца Мака Эдвардой приводят к трагической развязке. Ева погибает под взорванной скалой, став жертвой ревности Мака. Властная и гордая Эдварда, увлеченная страстью Глана, не решается соединить с ним свою судьбу и выходит замуж за барона. Мучительные, капризные извивы этих отношений исследованы тонко и проникновенно. В новелле «Смерть Глана», являющейся эпилогом повести, герой, уехавший в Индию, находит желанную для себя гибель.

Виктория (Viktoria. 1898)

— роман, посвященный теме любви, чувству, которое, по убеждению писателя, облагораживает душу человека и отделяет его от мира низких прозаических интересов. Благородная, поэтичная любовь героини, дочери обедневшего владельца поместья, к сыну мельника Юханнесу заполняет всю ее короткую жизнь. Не только усложненность чувств, но и гордость Виктории и Юханнеса мешают их браку. Многие жизненные обстоятельства, и прежде всего различие в общественном положении, препятствуют счастью героев. Юханнес, ставший известным писателем, помолвлен с девушкой, которую он когда-то спас; Виктория, желая помочь разоряющейся семье, соглашается на выгодный брак. И хотя невеста Юханнеса вышла замуж за другого, а жених Виктории погиб на охоте, судьбы героев так и не соединились. Предсмертное письмо Виктории к Юханнесу — страстное и чистое признание в любви.

Произведения

Собрание сочинений: В 6 т.: Т. 1—4 / Редкол.: М.Климова и др.; Вступ. ст. Б. Сучкова. — М.: Худож. лит., 1991 — 1996; Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. Б. Сучкова. — М.: Худож. лит., 1970; В сказочном царстве: Путевые заметки; Статьи; Письма / Сост. Э.Панкратовой; Вступ. слово В.Иванова; Послесл. Э.Панкратовой, А.Сергеева. — М.: Радуга, 1993. — 480 с. Mysterier.- 15 oppi.- Oslo: Gyldendal, 1970.- 237 s.; Pan: Av løitnant Thomas Glahns papirer. — 2 oppl. — Oslo: Gyldendal, 1969. — 95 s.; Viktoria: En kjaerlighedens historie. — 4 utg. — Oslo: Gyldendal 1968.- 181 s.

Литература

Сучков Б. Кнут Гамсун. — В кн.: Сучков Б. Лики времени, М., 1976, т. 2, с. 100—138. Nettum R. N. Konflikt og vision: Hovedtemaer i Knut Hamsuns forfatterskap 1890-1912.- Oslo: Gyldendal, 1970. — 319 s.; Øyslebø O. Hamsun gjennom stilen: En studie i kunstnerisk utvikling. — Oslo: Gyldendal, 1964.- 375 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV