СИГРИД УНДСЕТ (SIGRID UNDSET. 1882-1949)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— родилась в семье известного археолога, директора столичного Исторического музея, и воспитывалась в атмосфере любви к ценностям культуры: известно, например, что в детстве она играла с терракотовой лошадкой, найденной при раскопках Трои (ее подарил отцу Сигрид Генрих Шлиман). Когда Ундсет было 11 лет, умирает ее отец, и она отказывается от мечты стать художницей, заканчивает Коммерческое училище и в течение почти 10 лет работает конторской служащей. Первая серьезная попытка творчества — написанный девушкой исторический роман (она еще вернется к его замыслу в своих книгах об Улаве, сыне Аудуна) — был отвергнут издателем: Сигрид советуют впредь не писать исторических романов, а взять что-нибудь полегче — из современности. Так она и поступает: в 1907—1920 гг. публикуются ее романы «Фру Марта Оули» (1907), «Йенни» (1911), «Весна» (1914) и сборники рассказов и повестей «Счастливый возраст» (1908), «Простые судьбы» (1912) и «Осколок колдовского зеркала» (1917): все они посвящены судьбе современной женщины — ее мечтам, разочарованиям, поискам счастья в отвергающем ее мире; намечен и выход из конфликта — обращение к Богу. После успеха у критики первого напечатанного исторического романа (стилизации саги) «Повесть о Вига Льот и Вигдис» (1909) государство предоставляет Ундсет стипендию. Она совершает путешествие по Германии и Италии и некоторое время живет в Риме, где знакомится со своим будущим мужем, художником Андерсом Сварстадом (он старше Сигрид на 13 лет, женат, и у него трое детей). В 1912 г. Ундсет выходит за него замуж (к этому времени он уже разведен), но в 1919 г. их брак фактически расторгается, и писательница со своими тремя детьми (младшая из них — умственно отсталый ребенок) поселяется в усадьбе Бьеркебю в Лиллехаммере неподалеку от Осло, где днем ухаживает за детьми, а по ночам работает над своими знаменитыми романами из эпохи конца XIII — начала XIV в. — трилогией «Кристин, дочь Лавранса» (1920—1922) и дилогией «Улав, сын Аудуна из Хествикена» (1925) и «Улав, сын Аудуна, и его дети» (1927) — уникальным сплавом личного опыта, любви к прошлому родины и, наконец, тонкого понимания движений человеческой души. Как писала сама Ундсет, «течет время, меняются обычаи и порядки, на многие вещи люди начинают смотреть по-иному, не меняется лишь одно — наше человеческое сердце». В 1928 г. с формулировкой «главным образом за убедительное описание скандинавского средневековья» Ундсет присуждена Нобелевская премия, которую писательница полностью пожертвовала Фонду помощи умственно отсталым детям. К этому времени она становится ревностной католичкой и в последующих романах и других работах утверждает свой взгляд на мир, суть которого — в служении семье, обществу и Богу. В эти же 30-е гг. Ундсет активно участвует в общественной жизни, демонстрируя неприятие любого рода тоталитарных режимов. Ее книги запрещены в Германии, и в 1940 г., после оккупации Норвегии (в ходе военных действий в это время погибает ее старший сын Андерс), Ундсет покидает родину и уезжает в США, где выступает с лекциями и поддерживает связь с норвежским правительством в изгнании. По возвращении в Норвегию «за выдающиеся заслуги в литературе и служение народу» она награждается Большим крестом ордена Святого Улава.

Кристин, дочь Лавранса: Венец. Хозяйка. Крест (Kristin Lavransdatter: Kransen, 1920. Husfrue, 1921. Korset, 1922)

— роман скорее о любви, чем об истории, хотя историческая обстановка первой половины XIV в., а также нравы и обычаи той эпохи изображены в нем достоверно и убедительно. Весьма характерна уже завязка основного конфликта трилогии — между отцом и дочерью, выходящей против отцовской воли за бесшабашного, но по-своему честного рыцаря (сюжет, типичный для средневековой народной баллады). Отец (Лавранс) и дочь (Кристин) очень любят друг друга — тем страшнее нанесенное отцу оскорбление, — тот желал, чтобы дочь вышла за соседа по землям рыцаря Симона, человека во всех отношениях достойного и безответно любящего Кристин: Симон сначала спасает ее честь, скрывая грех Кристин от Лавранса, а затем жизнь ее мужа Эрленда, добившись его помилования у короля (Эрленд встал во главе заговора против королевской власти). Лавранс смиряется с браком Кристин и Эрленда, хотя ему нанесена незаживающая рана, ибо затронуто самое для него дорогое — его честь. Но жизнь Кристин и Эрленда оказывается не безоблачной: Кристин притягивает и отталкивает легкомысленность мужа — благородного рыцаря и любимца женщин, отважного воина и охотника, но никак не основательного земледельца и хозяина, каким был ее отец Лавранс. К тому же супруги расходятся во взглядах на воспитание своих шестерых сыновей и борются за влияние на них. В конце концов Эрленд покидает дом: он возвращается лишь для того, чтобы защитить честь жены, и нелепо гибнет от пики крестьянина, охранявшего вставших на защиту матери несовершеннолетних детей. Проходят годы. Дети Кристин и Эрленда становятся взрослыми; двое из них, полуслепой Бьёргюльф и не желающий оставлять его Ноккве, уходят в монастырь. Приводит в дом будущую хозяйку (также похитивший ее у родителей) самый любимый и многообещающий сын Гэуте. Кристин ощущает себя ненужной. Она уходит в монастырь, здесь ее застает весть об охватившей страну эпидемии «черной смерти», вместе с монастырскими сестрами Кристин ухаживает за безнадежно больными и, рискуя жизнью, спасает мальчика — сына беспутной нищенки, которого хочет принести в жертву за избавление от чумы вспомнившая о языческих обычаях местная голытьба. Кристин заражается и умирает. Таков последний из множества эпизодов трилогии, населенной персонажами ничуть не меньше, чем знаменитые исландские саги о средневековых норвежских королях. В романе «Кристин, дочь Лавранса» действуют князья и монахи, епископы и крестьяне, дворовые и рыцари, воины и помещики, в нем широко представлены описания родной природы, а также быт, ритуалы и обычаи времени. Самое же главное — все в знаменитой трилогии Ундсет пропущено через мировосприятие необычайно цельной человеческой натуры, в основе которой любовь — к родителям, своему избраннику, мужу, детям, природе и Богу.

Произведения

Весна / Пер. Е.Н.Благовещенской. — Л.: Время, 1928. — 214 с.; Йенни / Пер. М.П.Благовещенской. — М.: Сев. дни, 1917. — 236 с.; Кристин, дочь Лавранса: Роман в 3 кн. и 2 т. / Вступ. ст. Л.Брауде. — М.: Правда, 1989; Обездоленные / Пер. М.Дьяконова. — М.; Л.: Госиздат, 1928. — 241 с.; Улав, сын Аудуна из Хествикена / Пер. Л.Брауде и Н.Беляковой; Предисл. В. Беркова. — Л.: Худож. лит., 1978. — 582 с. Kristin Lavransdatter: Kransen; Husfrue; Korset In 5 bd. — Oslo: Aschehoug, 1949. .

Литература

Дьяконова Н. Историческая трилогия Сигрид Ундсет. — Иностр. лит., 1962, № 8, с. 261—263; Хель С. Сигрид Ундсет: Улав, сын Аудуна из Хествикена / Пер. Н.Крымовой. — В кн.: Писатели Скандинавии о литературе, М., 1982, с. 209—214. Krane B. Sigrid Undset. — Oslo: Gyldendal, 1970. — 300 s.; Steen E. Kristin Lavransdatter. — Oslo: Aschehoug, 1959.- 231 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV