ТАРЬЕЙ BECOC (TARJEI VESAAS. 1897-1970)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— прозаик, поэт, драматург. Родился в крестьянской семье в Телемарке, закончил народный университет в Воссе, писал на лансмоле. Оригинальные произведения, рожденные его самобытным талантом, существенно обогатили духовную жизнь Скандинавии, были переведены на многие иностранные языки и нашли признание в других странах. Он прошел большой жизненный и творческий путь, отправной точкой которого была родная усадьба, олицетворявшая для него все неповторимое своеобразие норвежской природы и глубоко национальные особенности быта жителей этого края, а сутью — изображение человека в его сложных, противоречивых нравственных исканиях, имеющее общечеловеческую направленность и значимость. Среди книг довоенного периода (первый роман «Дети человеческие» увидел свет в 1923 г.) выделяются «Вестник Хусклунд» (1924), тетралогия о Класс Дюренгодте (1930—1938), «Сандаловое дерево» (1933) и «Великая игра». 1940 г. стал для Т. Весоса переломным. Оккупация Норвегии — «нечто невозможное и ужасное» — заставила его «писать по-другому». Непосредственно теме фашизма посвящены романы «Росток» (издан в 1946 г.) и «Дом во тьме» (1945). В последующие годы поиск писателем большей содержательной выразительности приводит к нарастанию условности художественных приемов и дальнейшему усилению в его книгах символического начала: «Башня» (1948), «Птицы», «Ледяной замок», «Мосты» (1966). Кроме романов, стихотворений, Т. Весос писал рассказы, вошедшие в сборники «Колокол на холме» (1929), «Ветры» (1952), «Прекрасный день» (1959) и др. Тематически его романы и новеллы близки и как бы взаимно дополняют друг друга.

Великая игра (Det store spelet. 1934)

— своеобразный «роман воспитания», рассказывающий о становлении Пера Буфаста, будущего хозяина бедной усадьбы. Его отец, немногословный истый труженик, в поте лица своего добывал хлеб насущный и надорвался: «Тяжелый труд. Долги. Заботы». Земля (суть сама природа, органической частью которой он был) приняла его тело, а сын принял на свои все более крепнущие плечи бесчисленные крестьянские заботы. Мучивший Пера все предыдущие годы протест против уклада сельской жизни — извечного, порой жестокого в своем неумолимом движении от рождения к смерти, неотъемлемого от естественно повторяющихся природных процессов, уступает место зрелому восприятию мира: «Перу казалось, что он сливается с землей... Теперь он целиком и полностью участвовал в великой игре». Начался новый цикл, еще один в бесконечной череде...

Птицы (Fuglane. 1957)

— роман, относящийся к другому периоду творчества Т. Весоса. Зрелость мастера, умудренного тяжелым опытом прожитых лет, выявилась в значительно более глубоком символическом наполнении созданных им образов. Вновь излюбленная тема — взаимоотношения людей в их неразрывной связи с природой,— но решение совершенно иное. Главный герой Маттис наделен способностью необычайно тонко воспринимать мир растений и птиц, улавливать в нем тайные знаки грядущих перемен, ощущать свое родство с природой и одновременно испытывать неудержимый страх перед ее грозными силами. Он бесконечно добр и отзывчив, по-своему мудр, но в мире других, «нормальных» людей предстает слабоумным, нелепым дурачком, не способным ни к какому труду, тяжкой обузой для своей сестры. Все это он сознает и глубоко страдает. Его личные, субъективные противоречия — суть проекция реального разлада современного мира — обусловливают трагический финал: Маттис, не видя иного выхода, уходит из жизни: «На пустынном озере его крик прозвучал, словно крик неведомой птицы».

Ледяной замок (Isslottet. 1963)

— повесть, погружающая читателя в глубины человеческой личности, где в многозначной символической форме отражаются острые социальные проблемы современного «общества потребления». Взрослый мир увиден глазами одиннадцатилетней девочки Сисс (опять использован прием остранения), которая всей душой тянется к своей сокласснице сироте Унн. Они такие разные, но внутренне нужны друг другу как две стороны одной личности. Их дружбе (своеобразному гармоничному слиянию этих сторон), которая могла бы стать их убежищем во враждебном мире, не суждено осуществиться. Хрупкая натура Унн не выдерживает — она отправляется к застывшему в волшебный ледяной замок водопаду и замерзает. Открывается широкая перспектива для толкований. Воспринятая многими как сказка для взрослых, повесть приобрела большую популярность и принесла автору премию Северного Совета.

Произведения

Избранное / Сост. Л.Горлиной; Предисл. Э.Панкратовой. — М.: Радуга, 1983. — 528 с. Skrifter i samling: In 14 bd. — Oslo: Det norske samlaget, 1987—1988.

Литература

Бочаров А. Продолжение жизни. — Иностр. лит., 1984, № 8, с. 234—236. Chapman K. G. Hovedlinjer i Tarjei Vesaas diktning. — Oslo: Universitetsforlag, 1971. — 226 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV