ЮХАН БОРГЕН (JOHAN BORGEN. 1902-1979)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— прозаик, драматург, его произведения переведены на многие языки и принесли автору мировую известность. Родился в Христиании и рос в респектабельной буржуазной среде, изображение которой стало ведущей темой его творчества. Начал литературную деятельность как журналист и всю жизнь активно работал в прессе и на радио. В 1925 г. вышел сборник рассказов «Во тьму», а в 1934 г. — первый роман «Если подвести итог», главное в котором — размышления о поиске человеком своего предназначения, необходимо сопряженном с выбором этической позиции. Тематически его продолжением стали пьесы «Чиновник Ли», «Андерсены», «Пока мы живем». После вторжения немцев в Норвегию Борген присоединился к движению Сопротивления и в своей публицистике (легальной и нелегальной) вел непримиримую борьбу с фашистской идеологией за национальный и культурный суверенитет родины. Первый роман об оккупации «Лета нет и не будет» (1944), изданный в Швеции, где Борген находился в вынужденной эмиграции, повествует о том, как главный герой — студент Кнут Люсакер, рефлектирующий интеллигент, стоявший на позиции стороннего наблюдателя, постепенно подходит к решающему шагу в своей жизни — участию в Сопротивлении. В «Тропе любви» (1946), изображая в юмористическом плане маленький городок и его обитателей, писатель ставит проблему социально-психологических предпосылок фашизма. Он также продолжает плодотворно работать в жанре новеллы: сборники «Медовый месяц» (1948), «Новеллы о любви» (1952), «Ночь и день» (1954) и др. По своему содержанию рассказы дополняют, развивают и углубляют отдельные темы или эпизоды романов. Мастеру удается передать как тонкие нюансы детского сознания, так и нелегкие размышления героев, стоящих на пороге смерти. В 1955—1957гг. выходит трилогия о Маленьком Лорде, считающаяся самым значительным произведением послевоенной норвежской литературы, в котором изощренному психологическому анализу подвергнут феномен духовного предательства. В экспериментальном романе «Я» (1954), по мнению автора, его главной книге, герой Матиас Роос, мысленно обращаясь к прошлому, постепенно приходит к осознанию своей ответственности за деструктивное воздействие окружающего мира на его личность. Поиску человеком своей сущности, этой центральной, по мнению критики, теме творчества Ю. Боргена, разрабатывая которую он исходил из тезиса о том, что «у человека нет неизменного внутреннего «я», взаимоотношениям человека (представленным в критической форме) с государством «всеобщего благосостояния», утверждению подлинных жизненных ценностей посвящены романы «Голубая вершина» (1965), «Красный туман» (1967), «Моя рука, мой желудок» (1972), «Шаблоны» (1974). Эти произведения, как и другие книги писателя, очень разные, но общим для них является тревога за судьбу человечества, которая может оказаться трагической, если каждый не осознает личной ответственности и за себя, и за все происходящее.

Маленький Лорд (Lillelord. 1955), Темные источники (De mørke kilder. 1956), Теперь ему не уйти (Vi har ham nå. 1957)

— трилогия, широкое эпическое полотно жизни Норвегии с 1912 г. и до конца Второй мировой войны. За первую часть, рассказывающую о юности Маленького Лорда (так мать называла Вилфреда Сагена), автору была присуждена премия Северного Совета. Вилфред — «барчук», выросший в тепличных условиях богатой буржуазной семьи, где искренность под запретом и потому царит всеобщее лицемерие. Роли (маски) распределены, и их надо только исполнять (надевать). Правда, есть и другие, кто не притворяется, но они — «неудачники». Главный персонаж наделен незаурядными способностями, он не просто обаятелен, а действительно разносторонне талантлив: играет на рояле, поет, пишет, рисует. Не приемля свою среду и сжигаемый жаждой самоутверждения, он «мечтает замуроваться в одиночестве так, чтобы в святая святых своей души быть совсем одному и превратиться в твердый камень, покрытый лоском вежливости и предупредительности...» Его душа становится полем столкновения добра и зла, где светлые начала (источники) все чаще уступают победу темным. Многозначная, порой психоаналитически окрашенная символика позволяет заглянуть в глубины процесса распада личности и предугадать неизбежность гибели Вилфреда, сначала духовной — предательства, а потом и физической. Замкнутый в окаменевшем эгоцентризме, он оказался не способен открыться (преодолеть некую «границу») ни любящей его Мириам, ни тем, кто, жертвуя собой, боролся в рядах Сопротивления. Индивидуалистическая аберрация не дала ему увидеть «горизонт всех людей».

Произведения

Декабрьское солнце: Рассказы / Пер. С.Тархановой; Сост. Э. Переслегиной; Предисл. Ю.Нагибина. — М.: Известия, 1983. — 121 с.; Избранное / Сост. К.Телятникова; Предисл. Э.Панкратовой. — М.: Прогресс, 1979. — 765 с.; Избранные новеллы / Сост. и предисл. Э. Панкратовой. — М.: Радуга, 1984. — 278 с.; Слова, живущие во времени: Статьи и эссе / Сост. и предисл. Э.Панкратовой. — М.: Радуга, 1988.- 416 с.

Литература Johan Borgen, 1902—1962 /Red. М. Synnes og J. E. Vold. — Oslo: Kulturutvalget i det Norske studentsamfimd, 1962. - 99 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV