ЮХАН АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (JOHAN AUGUST STRINDBERG. 1849-1912)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЦИИ

— родился в Стокгольме, в молодости переменил много профессий: учителя, актера, телеграфиста и др. Литературный путь Стриндберга был чрезвычайно противоречив. Первые его произведения появились в начале 70-х гг. В драмах, романах и публицистике этого периода писатель подверг резкой критике язвы общества: авантюризм предпринимателей, косность чиновничества, ханжество филантропов, паразитизм дворянства. Он выступал также против монархии, требовал эмансипации женщины, обличал реакционный характер образования в Швеции. В эти годы Стриндберг, увлекавшийся идеями Н. Г. Чернышевского и Фурье, стал признанным представителем передовых кругов шведской интеллигенции. Позднее Стриндберг попал под влияние философии Ницше, реализм в его произведениях уступил место натурализму и мистике. Излюбленные темы его произведений этого периода — торжество «сверхчеловека», ограниченность «черни», аморальность женщины. Однако, героизируя ученых-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах», 1890), писатель в конечном счете развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное. Рост рабочего движения в конце XIX в. заставил Стриндберга пересмотреть позиции. В конце жизни писатель отстаивал демократические принципы, выступал против милитаризма; именно в этот период произведения Стриндберга стали широко известны в рабочей среде. Август Стриндберг — родоначальник реализма в шведской литературе. Его драматургия оказала огромное влияние на развитие европейской драмы XX в.

Красная комната (Röda rummet. 1879)

— роман резко критически, со свойственной Стриндбергу беспощадностью обрисовывающий шведское общество 70-х гг. XIX в., жизнь богемы, алчность ростовщиков, продажность прессы, фальшивую благотворительность тщеславных дам. С не меньшей силой обличает Стриндберг и буржуазную семью, изображая дом лицемерного и ограниченного Николауса Фалька. Жизнь его семьи основана на торгово-коммерческих расчетах, на стремлении к власти и почету. Герой романа Арвид Фальк чувствует отвращение к лживому обществу. Он оставляет государственную службу, чтобы посвятить себя литературе. Однако и здесь его постигает горькое разочарование. Убедившись, что и в искусстве царят ложь и денежные интересы, Фальк возвращается к служебной карьере. «Красная комната» — классическое произведение шведского критического реализма.

Жители острова Хемсё (Hemsöboma. 1887)

— повесть о людях, живущих в шхерах, архипелаге островов, расположенном неподалеку от Стокгольма. Молодой и предприимчивый Карлсон приезжает на небольшой остров Хемсё, где нанимается работником в усадьбу богатой вдовы Флуд. Довольно быстро он поднимает хозяйство, становится в поместье незаменимым и первым человеком. Молчаливое противодействие ему оказывает лишь сын вдовы, охотник и рыболов Густен. После неудачной любовной истории со служанкой отдыхавших на острове дачников Карлсон все свое внимание уделяет хозяйке. Объявление об их помолвке приводит к тайному сговору между Густеном и местным священником. Карлсону удается посрамить заговорщиков, и он благополучно женится на вдове. Чувствуя непрочность своего положения, он уговаривает престарелую жену написать завещание в его пользу. Все оборачивается катастрофой. Застав мужа с молоденькой горничной, хозяйка меняет завещание и вскоре после этого умирает. Ее тело везут для похорон на материк, тонкий лед проламывается, и гроб уходит под воду; Карлсон же гибнет, заблудившись в снежной пурге. Содержание этой повести чрезвычайно емко и многозначно. В образе Карлсона как бы совмещаются гимн созидательному труду, трагедия одиночки и сатира на моральную беззастенчивость «нового человека» капиталистической эпохи. Деревенская патриархальная среда показана как косная и поэтически красочная одновременно. Преимущественно сумеречная по тональности атмосфера прерывается эпизодами, исполненными комизма. И все же повесть оставляет впечатление единого органического целого. «Жители острова Хемсё» — один из шедевров А. Стриндберга.

Фрекен Юлия (Fröken Julie. 1888)

— пьеса с острым социально-психологическим содержанием. Действие ее происходит в Иванову ночь (праздник летнего солнцестояния) в усадьбе богатого шведского барона. Дочь хозяина Юлия на грани нервного кризиса: накануне расстроилась ее помолвка. Случайно оказавшись на летней кухне, она начинает кокетничать с развращенным и амбициозным слугой Жаном. Тот относится к ее «авансам» с подозрением, но скоро включается в игру, которая увлекает обоих. Герои поверяют друг другу свои мысли и желания, в которых не смеют признаться даже самим себе. Жан мечтает о собственном «деле», которое бы открыл, имея капитал. Юлия ненавидит своих родителей, самое себя. Ей хотелось бы порвать с прошлым. Через некоторое время оба начинают верить если не во взаимную любовь, то по крайней мере в общность интересов. Они уходят во внутренние покои дома. По возвращении Юлия полна раскаяния и презрения к «низменному» слуге, посмевшему оскорбить ее. Теперь, заключает она, у нее один выход — бежать с Жаном. На сцене появляется невеста слуги Кристин, она спокойно и холодно разрушает нереальные планы героини. В отчаянии та предлагает бежать втроем. Развязка наступает, когда в комнате раздается переданный через переговорную трубу приказ вернувшегося домой барона. Он требует, чтобы Жан снял с него сапоги. Слуга, уже видящий себя в мечтах «капиталистом», мгновенно превращается в обычного лакея. Юлия кончает жизнь самоубийством. Стриндберг назвал свою драму «натуралистической трагедией». Это одна из его лучших социально-психологических пьес.

Густав Васа (Gustav Vasa. 1899)

— историческая драма в пяти актах, которая является последней частью трилогии об основании династии Васа и ее возвышении. В пьесе король изображен зрелым человеком в критический момент его жизни — во время крестьянского восстания, возглавленного Нильсом Даке (1542). Король — беспощадный и хитрый тиран, в то же время показан несчастным, неудовлетворенным собою и жизнью человеком. Оказавшись перед лицом кризиса, он подвергает себя жестокому самоанализу. «Густав Васа» сочетает в себе черты классической трагедии и исторической эпопеи.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. В. Неустроева. — М.: Худож. лит., 1986; Игра снов: Избранное / Сост. А.Афиногеновой; Предисл. Л.Клеберга; Послесл. А. Мацевича. — М «Старт» 1994.- 541 с. Samlade skrifter: In 55 bd. / Anmärk, av J.Landquist. — Stockholm: Albert Bonniers förlag, 1912—1920; Fröken Julie; Mäster Olof; Fadren; Ett drömspel. — Stockholm: Bonnier, 1957. — 297 s.; Gustav Vasa; Erik XIV; Gustav III. — Stockholm: Bonnier, 1933.- 410 s.; Hemsöborna: Skärgårdsberättelse. -Stockholm: Bonnier, 1955. — 175 s.; Röda rummet: Skildringar ur artist-och författarlivet. — Stockholm: Folket i bild, 1969.- 304 s.

Литература

Адмони В. Г. Стриндберг. — В кн.: История западноевропейского театра, М., 1970, т.5, с.400—418; Ерхов Б.А. Август Стриндберг: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1981,— 116 с.; Ерхов Б.А. Стриндберг в России. — Диапазон, 1995, № 1, с. 99-112; Шарыпкин Д. М. Роман Стриндберга «Красная комната». — В кн.: Скандинавский сборник, Таллин, 1963, т. 7, с. 103—122. Dahlbäck L. Strindbergs Hemsäborna; En monografi. (Acad. avh.) — Norrtälje: Norrtälje Tidnings Boktryckeri AB, 1974. — 455 s.; Lagercrantz O. August Strindberg. — Stockholm: Wahlström och Widstrand, 1979. — 466 s.; Lamm М. August Strindberg. — Ny utg. — Stockholm: Aldus-Bonnier, 1968. — 450 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV