ЯЛЬМАР БЕРГМАН (HJALMAR BERGMAN. 1883-1931)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЦИИ

— псевдоним Яльмара Брантинга. Его творческое наследие очень велико: он оставил 23 романа, множество рассказов и сказок, около 30 пьес, 16 сценариев. И все эти произведения глубоко выстраданы, в них отражен сложный процесс развития писательской индивидуальности автора и становления его самобытной и причудливой манеры. Первые произведения Бергмана отмечены следованием модным тогда образцам, в частности — поэтике Метерлинка; сказывается в них и воздействие шопенгауэровского пессимизма. При всем этом ранние книги Бергмана уже выдают в их авторе писателя, впитавшего с детства мир шведских легенд и сказок. Сказочно-романтическая тема сохраняется и во всем дальнейшем творчестве Бергмана. Со временем влияние философии пессимизма и абстрактно-романтических представлений о жизни на творчество Бергмана заметно слабеет. Его первое реалистическое произведение — «Завещание его милости» (1910) — отмечено своеобразием большого таланта, сочетанием трагизма и юмора. Для произведений 1910—1920 гг. Бергман черпал сюжеты из быта и нравов родного края — Бергшлагена. Характернейшей и неизменной чертой его творчества становятся гротеск, реалистическая карикатура, трагический юмор, отражающий болезненность реального процесса капитализации страны, пагубного для множества человеческих судеб. Реальное доводится до абсурда, сплетается с фантастическим. Наиболее яркое из произведений этого периода — «Маркуреллы из Вадчепинга» (1919). Это беспощадная и злая сатира на тех, кто, живя единственно ради наживы, становится жертвой собственной жадности. Маркуреллы пришли в Вадчепинг давно, и издавна тянется за ними худая слава. Алчному трактирщику Маркуреллу присуще лишь одно человеческое чувство — любовь к сыну, и ради этой любви он готов на все. В конце концов оказывается, что настоящий отец его сына — граф де Лорке. Уже известным писателем Бергман уезжает в Америку, где создает ряд сценариев. Последним произведением Бергмана, его «лебединой песней», был роман «Клоун Як» — самое значительное из того, что им было создано. Книга посвящена проблеме творчества, конфликту между творцом и обществом, искусством и бытом, талантом и деньгами. В нее вложено много личного. Бергмана сравнивали с Достоевским (по трагической напряженности), с Гофманом (по необузданности фантазии), с Бальзаком (по остроте социального видения). Однако творчество Бергмана прежде всего — характерное явление шведской литературы: писатель отразил неповторимое своеобразие своей страны в сложный и противоречивый период ее исторического развития.

Произведения

Бабушка и Господь Бог; Клоун Як / Предисл. А.Сергеева. — М.: Худож. лит., 1989. — 517 с.; Маркуреллы из Вадчепинга / Пер. Н.Каринцева; Послесл. К.Телятникова. — М.: Гослитиздат, 1959. — 317с.; Мемуары мертвеца / Пер. Б. Ерхова. — В кн.: Мемуары мертвеца, М., 1997, с. 111—371. Samlade skrifter: In 30 bd. / Red. av. J. Edfelt.- Stockholm: Bonnier, 1949-1958; Clownen Jac. — Stockholm: Aldus-Bonnier, 1963.- 220 s.; Markurells i Wadköping. — Stockholm: Bonnier, 1969.- 234 s.

Литература

Куняева Н. Ю. Последний роман Ялмара Бергмана «Клоун Як». — В кн.: Скандинавский сборник, Таллин, 1969, т. 14, с. 295-300.

Axberger G. Den brinnande skogen: En studie i Hjalmar Bergmans diktning. — Stockholm: Rabén och Sjörgen, 1960. — 244 s.; Linder E. Н. Kärlek och fadershus faryäl: Hjalmar Bergmans liv-och diktning frän Markurells i Wadköping till Farmor och vår Herre. — Stockholm: Bonnier, 1973. — 367 s.; Linder E. Н. Sju världars herre: Hjalmar Bergmans livoch diktning till och med En döds memoarer. — Stockholm: Bonnier, 1962. — 521 s.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV