ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО (HENRY DAVID THOREAU. 1817-1862)

ЛИТЕРАТУРА США

— философ, писатель-романтик, родился в поселке Конкорд (штат Массачусетс) в семье владельца небольшого карандашного завода. Несмотря на переживаемые семьей материальные затруднения, он сумел поступить в Гарвардский университет, который окончил в 1837 г. Торо сблизился с Ральфом Уолдо Эмерсоном, главой бостонского Трансцендентального клуба (осн. в 1836 г.), и разделил убеждения друга. В течение нескольких лет после Гарварда Торо преподавал в штатах Новой Англии и разъезжал с лекциями, распространяя идеи трансцендентализма. Сторонники этого учения отчетливо осознавали порочность капиталистического прогресса, не сопровождавшегося прогрессом нравственным. Они критиковали буржуазные отношения, коммерческий дух в стране, призывали к духовному возвышению, близости к природе и добровольной бедности, идеализировали натуральное хозяйство и сельский труд, верили в божественное начало в человеке. Торо, последовательный в исповедуемых принципах, проводит с июля 1846 г. по сентябрь 1847 г. свой знаменитый эксперимент жизни в лесах. На берегу принадлежавшего Эмерсону Уолденского пруда он выстроил своими руками дом, где жил один, сочетая тяжелый физический труд с обширными занятиями в различных гуманитарных областях. Опыт этого года впоследствии лег в основу его книги «Уолден». Воспитанный на трактате Эмерсона «Природа», Торо с интересом изучал естественные богатства США и Канады и уделял особое внимание благотворному влиянию природы на человеческую личность. Торо заслужил прозвище «бакалавра природы». Для него природа была источником вдохновения, а общество — полем деятельности. В 1847 г. Торо отказался от уплаты налога, не желая поддерживать правительство, ведущее войну с Мексикой, и был заключен в тюрьму. Этим актом «гражданского неповиновения» он призвал поверять общественные установления мерилом собственной совести и законами естественной справедливости. Созданный в 1849 г. трактат «О гражданском неповиновении» — политическое заявление, за которым стоит нравственно-философская доктрина, основанная на методах «индивидуализма во имя преобразования общества». «Индивидуализм» Торо, восходящий к эмерсоновскому тезису о «доверии к себе», т.е. верности своей человеческой индивидуальности, нестандартности, был для него понятием одного ряда с «героизмом». Два эссе Торо посвятил борцу за освобождение негров-рабов Джону Брауну, с которым познакомился в 1857 г. Он защищал Брауна как революционного деятеля, ссылаясь при этом на революционную традицию в истории самих Соединенных Штатов. Заслугу Брауна Торо видел не в том, что тот пытался освободить людей от рабства — «физически» освободить удалось немногих, — а в том высоком моральном примере, который раскрепостил сотни людей. Торо проницательно видел, что рабство негров в США было лишь частью всеобщей несвободы людей. «Мы все рабы, — писал он. — Рабство негров — это просто наиболее открытая и вопиющая форма рабства (отчуждения), от которого страдаем все мы». Многие выступления Торо послужили теоретической поддержкой для аболиционистского движения. Произведения Торо изучали многие писатели и философы: Л.Толстой, М.Ганди и др.

Уолден, или Жизнь в лесу (Walden, or Life in the woods. 1854)

— роман, написанный в жанре философского и автобиографического эссе, представляет собой художественное воплощение трансценденталистского учения. В первой и наиболее значительной главе, озаглавленной «Хозяйство», Торо строгим и точным языком научного трактата обосновал преимущества физического труда и опрощенного быта, который он противопоставлял начавшейся индустриализации Америки. Его беспокоят социальное неравенство, безрассудное истребление природы, отчуждение от нее, духовное обнищание, произвол тех, кто рвется к наживе. Нравственные правила американцев строились на «Афоризмах Бедняка Ричарда» и «Автобиографии» Франклина, сама жизнь которого была примером для тех, кто верил в безграничные возможности американского пути развития. Растущий в стране бизнес легко усвоил заповеди Франклина, подчинив провозглашенные им принципы умеренности и бережливости целям преуспеяния. В «Уолдене» явственно слышится полемика с подобными установлениями общественной морали. Программа «Уолдена» — это путь к духовному богатству. Бережливость и умеренность в нем провозглашаются бескорыстно. «Уолден» полон глубоких афоризмов о жизни и назначении человека.

Произведения

Ктаадн / Пер. З.Александровой.— В кн.: Американская повесть, т. 1, М., 199), с. 21—77;

[Стихотворения].— В кн.: Поэзия США, М., 1982, с. 132—145; Уолден, или Жизнь в лесу / Пер. З.Е.Александровой; Послесл. А. И. Старцева. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.— 240 с.— (Лит. памятники); То же.— В кн.: Эмерсон Р. Эссе; Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу, М., 1986, с.383—614. Walden, or Life in the woods; On the duty of civil disobedience.— New York: Holt, 1964.- XII, 304 p.

Литература

Осипова Э.Ф. Генри Торо: Очерк творчества.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.— 127 с.;

Покровский Н.Е. Генри Торо.— М.: Мысль, 1983.— 187 с.; Старцев А. И. Генри Торо и его «Уолден».— В кн.: Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972, с. 38—71. Howarth W.L. The book of Concord: Thoieau's life as a writer.— New York: Viking, 1982.— XIX, 260 p.; Shanley J. L. The making of Walden; With the text of the first version. — Chicago: The Univ. of Chicago press, 1957.— VII, 207 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV