ГЕНРИ ДЖЕЙМС (HENRY JAMES. 1843-1916)

ЛИТЕРАТУРА США

мастер углубленного психологического портрета, занимает в истории литературы США особое место. Он родился в Америке, большую часть жизни провел в Европе, и по сей день Англия и США спорят о том, какой из этих стран он принадлежит. Наследие писателя значительно и многообразно: два десятка романов и повестей, более сотни рассказов, девять пьес, двухтомная автобиография, мемуары, путевые записки, многочисленные критические и литературоведческие работы. На формирование его эстетических взглядов оказала влияние европейская литературная классика, особенно творчество Бальзака и Тургенева. В основе произведений Джеймса лежат жизненные наблюдения, причем акцент он делает не на внешних сюжетных коллизиях, а на внутреннем мире героев. Анализируя тайники человеческих характеров, он показывает сложные жизненные ситуации «изнутри», через поступки героев, без авторских комментариев. Такая манера раскрытия материала предвосхитила стиль, широко распространенный в литературе XX в. Недостаточно оцененный при жизни, в настоящее время Джеймс признан классиком англо-американской литературы. Детство и юность Джеймса прошли в культурной и обеспеченной семье. Его старший брат Уильям — известный психолог, философ-прагматист. В их доме часто бывал писатель Р. У. Эмерсон, близкий друг отца. Уже в юные годы Джеймс приобщился к европейской культуре: учился в Швейцарии, изучал право в Гарвардском университете, затем целиком посвятил себя литературе. Писать он начал рано: в 1864 г. был опубликован его первый рассказ. Джеймс не принимал участия в Гражданской войне 1861—1865 гг., однако война и особенно послевоенная обстановка в стране сыграли роль в становлении его мировоззрения. Зимой 1875—1876 гг. он познакомился в Париже с Тургеневым, Флобером и некоторыми другими писателями. Джеймс много путешествовал, подолгу жил в Италии, хорошо знал и любил итальянскую культуру и искусство, и действие многих его произведений происходит в Риме, Флоренции, Венеции. С декабря 1876 г. Джеймс постоянно жил в Англии и в конце жизни, в 1915 г., принял британское подданство. Переезд в Европу был поворотным пунктом, решившим судьбу художника. Много лет спустя в «Сценах американской жизни» (1907) он писал, что стремление американцев делать много денег приводит к утрате человеком интереса ко всему остальному; если же у человека сохраняются другие интересы, то в конце концов он открывает ту истину, что Америка для него неподходящее место. Паломничество Джеймса в Европу в поисках культурных и духовных ценностей превратилось в добровольное изгнание. С годами он оторвался от родины, однако полностью укорениться в Европе тоже не смог, был одинок, ощущал «беспочвенность» своего творчества. Одиночество писателя нашло отражение в трактовке им темы художник и общество, которая проходит через все его творчество. Другой основной темой Джеймса является противопоставление американской и европейской культур. Описывая узкую среду, которую он хорошо знал, Джеймс оставался сторонним наблюдателем и даже гордился своим объективизмом, однако в его произведениях подспудно обнаруживаются социальные мотивы — тема власти денег и их влияния на судьбу человека, невозможности личного счастья, крушения идеалов. Его романам свойственна драматическая напряженность, в их основе — неразрешимый конфликт и, как следствие, трагическая развязка. В романе «Родерик Хадсон» (1875) нарисована трагедия молодого талантливого скульптора: не найдя места для себя ни в затхлой американской провинции, ни в Европе, он кончает жизнь самоубийством. Сатирическими красками нарисованы американские капиталисты-меценаты, не понимающие и не любящие искусства, но достаточно богатые, чтобы скупать и вывозить ценности из Европы. В романе «Американец» (1876—1877) показано столкновение американца с европейской цивилизацией. Мастерство Джеймса проявилось в создании женских характеров. Имя Дэзи Миллер из одноименной повести (1878) стало на какое-то время даже нарицательным в США. Ее естественность и чистота противопоставлены снобизму и чопорности американских буржуа. Сама того не подозревая, она бросает им вызов, и ее гибель является символичной. Шедевром Джеймса является роман «Женский портрет» (1881). Молодая американка Айсобел Арчер — героиня романа — натура глубокая и доверчивая, приобретает жизненный опыт ценой крушения заветных идеалов и надежд. Личная независимость и свобода выбора своего пути оказываются трагически иллюзорными. Деньги, стоящие на пути к счастью, — тема романа «Вашингтонская площадь» (1880). Это произведение, построенное целиком на американском материале, рисует буржуазную среду середины XIX в. Жених богатой наследницы отказывается от нее, как только понимает, что отец не оставит ей денег, если она выйдет замуж против его воли. Второй роман на американскую тематику — «Бостонцы» (1882) — отразил перемены, произошедшие в стране после Гражданской войны. Это острый социально-политический роман, в центре которого столкновение разоренного войной южанина-плантатора Бэзиля Рэнсома с группой бостонцев, поборников социальных реформ. Хотя взгляды Рэнсома нельзя отождествлять со взглядами самого Джеймса, симпатии автора явно на стороне южанина. Сатирическими красками в гротескном стиле он рисует буржуазных филантропов, демагогов, откровенных авантюристов и шарлатанов. Единственный роман Джеймса о рабочем движении и революции — «Княгиня Казамассима» (1886). Революция представляется ему разрушительным нашествием, несущим гибель художественным и духовным ценностям. Английские революционеры показаны как кучка заговорщиков, метод борьбы которых сводится к индивидуальному террору. Романы «Бостонцы» и «Княгиня Казамассима» были холодно приняты публикой. Джеймс все больше отгораживается от жизни и замыкается в своем творчестве. Написанные именно в это время произведения затрагивают тему судьбы художника в обществе. Суть романа «Трагическая муза» (1890) Джеймс определил как конфликт между искусством и светом. Характер артистки Мириам Рут, один из наиболее цельных в его произведениях, показан в процессе становления. Она добивается успеха благодаря титаническому труду, и театральная карьера вытесняет из ее жизни все. Тема трагического противоречия между художником и обществом, одиночества художника, невозможности быть понятым раскрыта в ряде рассказов. Лучшие из них — «Письма Асперна» (1888), «Урок мастера» (1892), «Смерть льва» (1894), «В следующий раз» (1895). Автобиографические по своей тональности, эти произведения вводят читателя в атмосферу творчества писателя последующего десятилетия. В рассказе «Узор на ковре» (1896) Джеймс высказывает мысль, что истинный смысл искусства непостижим для кого бы то ни было, кроме самого художника. В эти годы меняется творческий метод писателя. Основной конфликт целиком переносится из социальной сферы в эстетическую и в область моральных отношений. В произведениях появляется недоговоренность, непроясненность (рассказ «Поворот винта», 1898 и др.). В романах девятисотых годов на первый план выступает эксперимент в области формы. «Священный источник» (1901) и в еще большей степени «Крылья голубки» (1902), «Послы» (1903) и «Золотая чаша» (1904) представляют как бы замкнутое целое, ограниченное со всех сторон и развивающееся внутри себя. Писатель сознательно отказался от политических проблем, не принимал участия в общественной жизни. Романы Джеймса последних лет воспринимались современниками как ограниченные и старомодные, хотя они отмечены свойственным именно XX в. глубоким психологическим анализом характеров, концентрацией художественного интереса на раскрытии человеческих качеств, извечных проблем жизни. Джеймс упорно работал до самого конца. Посмертно были опубликованы романы «Башня из слоновой кости» (1917) и «Чувство прошлого».

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. В. Паперно; Вступ. ст. А. Зверева. — Л.: Худож. лит., 1979;

Женский портрет: Роман. Изд. подгот. Л.Е.Полякова, М.А. Шерешевская.— М.: Наука, 1981.— 591 с.— (Лит. памятники); Повести и рассказы / Сост. и предисл. А. Елистратовой. — М.: Худож. лит., 1974.— 432 с.; Повести и рассказы / Сост. и вступ. ст. А.Зверева.— Л.: Худож. лит., 1983.— 686 с. - (Б-ка лит. США). The complete tales: In 12 vol. / Ed., with an introd. by L.Edel.— London: Hart-Davis, 1962—1964; The great short novels / Ed., with an introd. and comments by Ph. Rahv. — New York: Dial press, 1946. — XIII, 799 p.; The short stories / Sel. and with an introd. by C. Fadiman. — New York: Random House, 1945. - XX, 644 p.

Литература

Елистратова А. А. Вильям Дин Гоуэлс и Генри Джеймс: К вопросу об их роли в развитии критич. реализма в литературе США.— В кн.: Проблемы истории литературы США, М., 1964, с. 205—286;

Каули М. Два Генри Джеймса.— В кн.: Каули М. Дом со многими окнами, М., 1973, с. 47—58;

Селитрина Т.Л. Г.Джеймс и проблемы английского романа, 1880—1890.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.— 125 с. Brooks V.W. The pilgrimage of Henry James.- 2nd ed.- New York: Dunon, 1925.— 170 p.; Edel L. Henry James: A life. — New York: Harper a- Row, 1985. — XIV, 740 p.; McElderry В. R. Henry James. — New York: Twayne, 1965.— 192 p.; Matthiessen P.O. Henry James: The major phase.— New York:

Oxford univ. press, 1963-- XVI, 190 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV