ШЕРВУД АНДЕРСОН (SHERWOOD ANDERSON. 1876-1941)

ЛИТЕРАТУРА США

— бытописатель американской провинции, родоначальник психологической новеллы XX в. В начале 1920-х гг. был в числе ведущих фигур американской литературы. Вместе с Драйзером он выступил против влияния «нежного реализма» с его традицией сугубо нравственного подхода к изображению жизни, и его творчество оказало значительное влияние на писателей первого послевоенного поколения. Фолкнер назвал его «отцом моего поколения американских писателей и той традиции в американской литературе, которую продолжат наши последователи». Андерсон родился в бедной многодетной семье в штате Огайо на Среднем Западе. С юношеских лет начал трудовую жизнь: был пастухом, разносчиком газет, помощником конюха на ипподроме. В 1896 г. переехал в Чикаго, работал грузчиком, агентом в рекламном бюро. В 1898—1899 гг. участвовал в американо-испанской войне. Писать начал поздно. Первые рассказы Андерсона были опубликованы в 1914—1915 гг., когда ему было почти сорок лет. Уже известным писателем он продолжал служить в рекламной конторе, оставив работу только в 1923 г. В романах и рассказах Андерсон показал жизнь и быт американской провинции, процесс индустриализации, захватывающий маленькие городки, тяжелое положение рабочих, одиночество людей, их неудовлетворенность жизнью и неумение найти в ней свое место. Герой романа «Сын Уинди Макферсона» (1916) — бунтарь, бросающий вызов обществу. Тема достижения успеха показана с обратной стороны: преуспев в жизни, достигнув богатства и власти, он становится циником и опустошенным человеком. Роман «Люди на марше» («В ногу!», 1917) — это одна из первых книг о рабочем классе США. В шахтерском поселке люди ничего не знают, кроме тупого бессмысленного труда. Герой, сын шахтера, стремится вырваться из этой среды, становится адвокатом. Его идея — создать сплоченную дисциплинированную армию из рабочих, но ясной революционной программы у него нет. Настоящий успех принесла писателю книга рассказов «Уайнсбург, Огайо» (1919). В 20-е гг. были опубликованы сборники рассказов «Триумф яйца» (1921), «Кони и люди» (1923), романы «Много браков» (1923), «Темный смех» (1925), автобиографические книги «История рассказчика» (1924) и «Детство на Среднем Западе» (1926), дневники, ряд репортажей и очерков. Творческое наследие Андерсона неровно. В романах 20-х гг. он отдал дань модернистским тенденциям. Написанные в форме потока сознания, они слабы композиционно и, хотя в свое время имели успех, сейчас уже забыты. Автобиографическая книга «История рассказчика» — интересный литературный документ: путь духовного развития художника показан на широком фоне американской жизни после Гражданской войны. В годы экономического кризиса активизируется общественная деятельность Андерсона. Он выступает перед бастующими рабочими, участвует в антивоенном конгрессе в Амстердаме, является одним из авторов публицистической книги «Говорят горняки Харлана». В его романе «По ту сторону желания» (1932) описана крупная стачка текстильщиков, происшедшая в 1929 г. в штате Северная Каролина. Борьба рабочих с владельцами фабрик и полицией показана не как стихийное, а как сознательное и организованное выступление за свои права. Роман состоит из четырех частей, объединенных главным героем Редом Оливером. Сын провинциального врача, он случайно оказался в лагере бастующих и возглавил восстание. Однако двойственность мировоззрения Андерсона проявилась и здесь. Он симпатизирует коммунистам, но в то же время боится классовой борьбы. В дальнейшем писатель отошел от активной общественной жизни. В последние годы он вновь вернулся к тематике ранних произведений: изображению провинциальной жизни, одиночества и разобщенности людей. Посмертно была опубликована «Книга мемуаров» (1942).

Уайнсбург, Огайо (Winesburg, Ohio. 1919)

— сборник рассказов, который А. М. Горький назвал «совершенно новой вещью в американской литературе». В книге нарисована целая эпоха в жизни провинции после Гражданской войны и до начала XX в. Городок Уайнсбург напоминает городок Клайд в штате Огайо, где прошло детство писателя. Андерсон явился новатором в жанре рассказа. Его новеллы лишены занимательной фабулы и неожиданной развязки. Главное в них — передача внутреннего мира героев и их настроения. В центре каждого рассказа — судьба человека, раскрывающаяся в поворотный момент его жизни. Не связанные одним сюжетом, они представляют законченный цикл, своеобразный полироман. Впечатление единства достигается единым местом действия, составляющим общий фон повествования, единым настроением и повторяемостью мотивов, а также образом Джорджа Уилларда, молодого человека, сына хозяина местной гостиницы, который своей судьбой напоминает самого Андерсона. Городок Уайнсбург — это не просто абстрактный фон, он герой повествования, и автор показывает, как неузнаваемо изменился он за пятьдесят лет. Городской пейзаж играет активную роль в композиции рассказов, оттеняя настроение героев. Рассказ, открывающий сборник — своеобразное кредо автора,— назван «Книга о гротескных людях». Большей частью персонажи Андерсона — неудачники, не нашедшие места в жизни, одинокие, чудаковатые, не умеющие понять себя и своих близких. Но они вовсе не уродливы, многие из них, напротив, прекрасны. В их душе заложено инстинктивное стремление к лучшему, истинному, но они не знают, как этого достичь. Перед читателем проходит вереница лиц, не похожих друг на друга, — людей разных профессий и разного возраста, людей с разными судьбами и разных по характеру: учительница, батраки, священник, доктор, художник, телеграфист, лавочник, продавщица в мануфактурном магазине и т.п. История Джорджа Уилларда — связующее звено между рассказами сборника. Джордж знаком со всеми в городе, он бродит по улицам и разговаривает с людьми в поисках материала для газеты, и многие герои рассказывают ему свои истории. Он хочет стать писателем, собирается со временем уехать из города, увидеть мир, узнать жизнь и людей. Три рассказа, завершающие книгу, посвящены целиком Джорджу. Мать Джорджа мечтает о том времени, когда ее сын сможет покинуть городок, ибо иначе его жизнь пройдет столь же тускло и безрадостно, как и ее собственная (рассказ «Смерть»). В рассказе «Прозрение» показан переломный момент в жизни Джорджа: переход от юношеских мечтаний к сознанию необходимости выбора. Завершает книгу рассказ «Отъезд». Переданные в них чувства и мысли автора придают своеобразный лиризм всей книге. В этом сборнике нашли воплощение многие проблемы американского общества — неустроенность, одиночество, некоммуникабельность, получившие дальнейшее развитие у писателей второй половины XX в.

Произведения

В ногу!: Роман / Пер. В. Лаврецкого. — Л.: Мысль, 1927.— 232 с.; Избранное / Сост. и предисл. М. .Пандора.— М.: Худож. лит., 1983.— 527 с.; История рассказчика / Пер. Е.Романовой.— М.:

Гослитиздат, 1935. — 318 с.; По ту сторону желания / Авториз. пер. П. Охрименко. — М.; Л.: ГИХЛ, 1933.— 320 с.; Рассказы / Сост. и вступ. ст. Б.Л. Канделя.— М.; Л.: Гослитиздат, 1959.— 507 с. The portable Sherwood Anderson / Ed., and with an introd. by H.Gregory.— New York: Viking press, 1956. — 631 p.; Winesbiirg, Ohio / With a new introd- by M. Cowley. - New York: Viking press, 1964. -247 p.

Литература

Гайсмар М. Шервуд Андерсон: Последний из провинциалов.— В кн.: Гайсмар М. Американские современники, М., 1976, с. 68—120; Динамов С. О творчестве Шервуда Андерсона; Шервуд Андерсон: «История рассказчика». — В кн.: Динамов С. Зарубежная литература, М., 1960, с. 367—395; Howe 1. Sherwood Anderson.— Stanford: Stanford univ. press, 1966.— XV, 271 p.; Sutton W.A. The road to Winesburg.— Metuchen: Scarecrow, 1972.— 645 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV