ЭЗРА ПАУНД (EZRA POUND. 1885-1972)

ЛИТЕРАТУРА США

— поэт и критик, провозвестник, испытатель и глашатай принципов американо-английского литературного авангардизма 1910—1920-х гг., близкий друг, сподвижник и редактор ранних произведений Т.С.Элиота. Уроженец штата Айдахо, выходец из состоятельной среднебуржуазной семьи, укорененной в Новой Англии; окончил Пенсильванский университет. В 1907 г. отправился путешествовать по Испании, Франции и Италии. Первая книга его стихотворений «Угасший свет» — вариации на темы провансальских трубадуров и ранневозрожденческой итальянской поэзии — была опубликована в 1908 г. в Венеции. Затем Паунд поселяется в Англии, где в 1910 г. вместе с поэтом, философом и теоретиком литературы Т. Э. Хьюмом основывает поэтическую школу имажизма, к которой примыкают видные молодые литераторы по обе стороны океана:

Р. Олдингтон, Д. Г. Лоуренс, Эми Лоуэлл, У. К. Уильямс и др. В качестве европейского соредактора Паунд участвует в издании американских журналов «Литтл ревью» (1914—1929), прославившегося первой публикацией «Улисса» Дж. Джойса в 1918—1920 гг., и «Поэтри» (основан в 1912 г., выходит и поныне), где в 1915 г. было опубликовано первое значительное произведение Т.С.Элиота «Любовная песнь Альфреда Дж. Пруфрока». Стихотворные сборники «Восторги» (1909), «Маски» (1909, многократно переиздавались и дополнялись), «Старый Китай» (1915), «Lustra» (1916) становятся вехами литературного процесса, осуществляя программную установку Паунда на разрушение и преображение поэтических стереотипов путем стихотворной прививки чужой и чуждой (в частности, древнекитайской и средневековой японской) речевой культуры и образа мышления. Той же цели служит и «Дань Сексту Пропорцию» (1919), где перевод — крайне вольный — трактуется как активное, буквально интонационное и личностное приобщение к миросознанию древнеримского поэта. Паунд нарочито культивирует «неправильное», заведомо субъективное, смещенное восприятие оригинала. На своем пределе стилизация и самоотчуждение создают социально-психологически определенную поэтическую маску, в полном смысле слова альтер эго: так, Паунд гневно прощается с Англией в образе поэта Хью Селвина Моберли — его именем назван имевший огромный резонанс сборник 1920 г. Свой собственный, не требующий маски синтетический стихотворный жанр, предполагающий полную разговорно-ритмическую раскованность, подчиняющий свободному речевому потоку любой необработанный жизненный материал и варьирующий поэтический контекст, обрамление восприятия, Паунд создает в монументальной и нескончаемой лироэпической поэме «Песнопения»; первое из песнопений опубликовано в журнале «Поэтри» в 1917 г., а сто девятнадцатое, отнюдь не заканчивающее, а обрывающее поэму на полуслове,— в 1968-м. Большей частью поэма соотносится с событиями жизни Паунда и даже историей XX в. весьма прихотливо и отдаленно; исключение представляют так называемые «Пизанские песнопения» (75—84, 1948), написанные в заключении, которому Паунд был подвергнут в 1944—1945 гг. за пропагандистское пособничество режиму Муссолини (живший в Италии с 1921 г. Паунд идеализировал итальянский фашизм, к чему его привела всегдашняя воинствующая антибуржуазность и ненависть к капиталистическому строю). За «Пизанские песнопения» Паунд удостоился в 1949 г. новоучрежденной Боллингенской премии — впоследствии самой престижной поэтической награды англоязычного мира. Многочисленная и многообразная эссеистика Паунда, весьма претенциозная и эзотеричная, трактующая вперемешку (подобно «Песнопениям») вопросы литературы и литературного быта, истории, философии, языковедения, экономики, материальной и духовной культуры и т. д., по большей части воспринималась как проявление его поэтической личности, однако служила катализатором выработки литературного и общественного мнения. В этом плане особое значение имели сборники «Дух романтики» (1910) и «Как читать» (1931). Сохранившие актуальность и наиболее ясные по мысли эссе, прямо относящиеся к литературе, отобрал и прокомментировал Т. С. Элиот. Изданные в 1954 г., они имели широкий отклик и способствовали закреплению высокой поэтической репутации и авторитета Паунда — одного из влиятельнейших литераторов Англии и США XX в.

Произведения

Бунт против сумрачных настроений в современной поэзии: Фрагменты из статей / Пер. М. Фрейдкина, О. Алякринского. — Лит. учеба, 1990, № 1, с. 180—191;Вортекс/Пер.К.Чухрукидзе.—Лит. обозрение, 1995, № 6, с. 88-91; Из стихов 1908-1912 гг. / Пер. А. Парина, А.Наймана.— Иностр. лит., 1991, № 2, с. 208-220; Избранные стихотворения / Сост. М.Фрейдкин.- СПб; М.: «Carte Blanche», 1992.— 71 с.; Психология и трубадуры / Пер. А.Нестерова.— Лит. обозрение, 1995, № 6, с. 72—79; (Стихотворения); Хью Селвин Моберли: (Жизнь и знакомства).— В кн.: Поэзия США, М., 1982, с. 393-405. The cantos of Ezra Pound. — London: Faber, 1964. — 798 p.; Collected early poems / Ed. by M. J. King. — New York: New directions, 1976.- 330 p.; Selected prose. 1909-1965 / Ed. by W. Cookson. - London: Faber, 1973.- 444 p.

Литература

Зверев А. «Деревянный умник»: К портрету Эзры Паунда.— Иностр. лит., 1991, № 2, с. 221— 229; Зверев А. Эзра Паунд — литературная теория, поэзия, судьба.— Вопросы лит., 1970, № 6, 123 — 147. Ackroyd P. Ezra Pound and his world.— London: Thames a. Hudson, 1980.— 127 p.; Alexander М. The poetic achievement of Ezra Pound. — Berkeley: Univ. of California press, 1979. — 247 p.; Goodwin R. L. The influence of Ezra Pound. — London: Oxford univ. press, 1966. — 230 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV