ЮДЖИН О'НИЛ (EUGENE O'NEILL. 1888-1953)

ЛИТЕРАТУРА США

— первый американский драматург, которому удалось вывести театр Америки из кризиса и приблизить его к европейским вершинам своего времени — театру Шоу, Ибсена, Стриндберга. Театр О'Нила — подлинная летопись жизни американского общества, целый мир, где живут его герои: бывшие актеры, фермеры, потомки южных аристократов, моряки, обитатели «дна». ЮджинО'Нил родился в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Ирландии. Отец О'Нила был актером романтического толка, и его личность оказала на будущего драматурга огромное влияние. В свои пьесы последних лет — «Долгое путешествие в ночь» и «Душа поэта» — О'Нил вложил много личного, автобиографичность их несомненна. Путь О'Нила к литературе и театру был непрост и нелегок, он перепробовал множество профессий, много скитался. Его первая книга « Жажда" и другие одноактные пьесы» вышла лишь в 1914 г., а первый сценический успех пришел двумя годами позже, когда актеры театра «Провинстаун Плейерз» поставили его пьесы «К востоку на Кардифф» и «Жажду». В 1920 г. пьеса «За горизонтом» была удостоена Пулитцеровской премии. В 1925 г. драматург заявил о своем стремлении «описать Жизнь сквозь призму множества человеческих жизней», то есть понять и воссоздать общие каноны жизни, воплощенные в судьбах отдельных личностей. В пьесах «Император Джонс» (1920), «Косматая обезьяна» (1921), «Великий бог Браун» (1925), «Лазарус смеялся» (1925—1926) преобладает абстрактное осмысление жизни, ее низменных, вечных, с точки зрения О'Нила, законов. Другую группу составляют пьесы, в которых особенно важна конкретная ситуация, сложившаяся в повседневном бытии вполне реальных людей,— «Любовь под вязами» (1924), «Странная интерлюдия» (1926—1927), «Траур — участь Электры» (1928—1931). Эти произведения оказались наиболее жизнеспособными, им была уготована интересная театральная судьба. В последних пьесах О'Нила видение жизни становится особенно глубоким, почти пророческим. В отличие от трилогии «Траур — участь Электры» или «Любви под вязами», где ощущается элемент рока, злой судьбы, в драмах «Долгое путешествие в ночь» (1940—1941), «Душа поэта» (1935—1943), «Продавец льда грядет» (1939) трагизм порождается обстоятельствами реальной жизни и воспринимается как психологическая и историческая закономерность. О'Нил как бы подводит итоги своего творчества; в центре этих трех пьес — несложившиеся человеческие судьбы, неосуществленные таланты, разбитые сердца; у героев — одинокая, бессмысленная жизнь, и напрасны все попытки выйти из этого порочного круга. Одним из первых на Западе О'Нил почувствовал всю пагубность развития «века прогресса», катастрофически разрушающего привычные связи и отношения, делающего невозможным простое человеческое счастье. О'Нил — один из самых трагических писателей XX в., в своих произведениях не оставивший даже намека на благополучие и успокоенность, даже подобия благоприятного исхода. О'Нил не успел осуществить свой грандиозный замысел — написать цикл из одиннадцати пьес, в котором собирался рассказать о двух веках жизни одной американской семьи. Но и без этого его творчество во всей совокупности воспринимается как один большой и обстоятельный рассказ о жизни Америки. В 1936 г. О'Нилу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Любовь под вязами (Desire under the elms. 1924)

— одна из самых знаменитых пьес О'Нила. Поставленная впервые в Нью-Йорке в 1924 г., она по сей день входит в репертуар многих театров мира. Действие пьесы происходит в Новой Англии в 1850 г. Далеко позади тот день, когда — в то время еще молодой — Эфраим Кэбот появился в этих краях, поставив себе непомерную задачу — превратить каменистую землю в цветущий сад. Здесь прошла вся его жизнь. Здесь умерли и похоронены его две жены. Здесь выросли его три сына, которые теперь ненавидят отца. Сюда привозит он свою молодую жену Абби, надеясь хотя бы последние годы жизни прожить в спокойствии и мирном счастье. Герои пьесы — Абби и Эбин, младший сын Кэбота, — с самого начала «скованы одной цепью»: взаимная ненависть и роковая любовь овладевают ими с первого взгляда, делая их союз одновременно невозможным и неизбежным, трагическим, несущим горе и смерть. Элемент фатализма, злой судьбы, гнетущего рока очень силен в этой драме, но в то же время происходящее в ней не утрачивает психологической правды и достоверности. Когда через год у Абби родился сын, Кэбот созывает соседей отпраздновать радостное событие. Он требует, чтобы все веселились, пили за здоровье новорожденного. В веселье не участвуют лишь Абби и Эбин: им вдруг открывается весь кошмар случившегося. Эбин боится, что родившийся ребенок — его сын — станет непреодолимой преградой между ним и отцовской фермой. Любовь и деньги, бескорыстие и алчность неразрывны в этой пьесе, определяют ее своеобразие, ее особый трагизм. И Абби решается на страшное: она убивает сына, чтобы еще раз доказать свою любовь к Эбину. В финале пьесы Абби и Эбин, решивший до конца разделить ее судьбу, уходят, арестованные шерифом: за убийство ребенка их ждет смерть. А Кэбот остается в населенном призраками доме, теперь уже навсегда и непоправимо один.

Траур участь Электры (Mourning becomes Electra. 1931)

— трилогия, представляющая еще один акт в той многотомной «американской трагедии», которую О'Нил писал всю жизнь. В этой трилогии, построенной на мотивах «Орестеи» Эсхила (отсюда и заглавие), еще более сильно и очевидно влияние рока, неотвратимой судьбы. Действие происходит в 1865—1866 гг. в одном из небольших городков Новой Англии. Подзаголовки трех частей трилогии — «Возвращение», «Загнанные», «Преследуемые» — свидетельствуют о постепенном нагнетании атмосферы кошмара, ужаса, конца, доминирующей в этом произведении. Герои пьесы — члены одной семьи: Эзра и Кристина Мэнноны, их дети — Лавиния и Орин и капитан флота Адам Брант, также оказывающийся Мэнноном. Он сын молодой женщины-канадки, служанки в доме Мэннонов, на которой женился младший брат Эзры Мэннона. Старик Мэннон навсегда изгнал сына с его женой из дома, а затем срыл дом и на его месте построил новый, тот, что стоит и сейчас, с ажурным греческим портиком, за которым живут мрачные тайны Мэннонов. Появление Адама в доме Мэннонов и послужило непосредственным поводом, последним толчком, сделавшим разрушение семьи неизбежным. Адам и Кристина полюбили друг друга, а Лавиния выследила их и теперь угрожает матери полным разоблачением. Первая часть трилогии кончается возвращением генерала Эзры Мэннона после войны домой и его смертью: рассказав мужу всю правду о себе и Адаме, Кристина отравляет его. Однако Лавиния успевает увидеть финал этой трагедии, точнее даже не увидеть, а почувствовать, и теперь она будет до конца жизни преследовать мать. Во второй части трилогии домой возвращается Орин, младший брат Лавинии, любимый сын Кристины. Ослабевший после тяжелого ранения, он уже совсем не тот пылкий и добрый мальчик, каким привыкла любить его Кристина. Мать и дочь начинают битву за Орина: победит та, на чьей стороне будет Орин. И Орин выбирает сестру: вместе с ней он выслеживает Адама и мать, по ее приказу убивает Адама, а потом рассказывает о случившемся Кристине и молит ее о прошении. Вторая часть трилогии кончается самоубийством Кристины, отчаянием Орина и злобным торжеством Лавинии, гордой тем, что справедливость восторжествовала. Между второй и третьей частями трилогии проходит год. Лавиния и Орин возвращаются из поездки в Китай. Они побывали и на тех островах, о которых когда-то, в минуты своего недолгого счастья, мечтали Адам Брант и Кристина. Эти острова, казавшиеся им символом радостной, безмятежной жизни, оказались лишь клочком суши посреди безбрежного океана, лишенной ореола романтики. Вернувшись в родной дом, Орин начинает писать историю семьи Мэннонов. Он долгие дни просиживает в одиночестве в кабинете отца. Трилогия кончается самоубийством Орина — комплекс вины помешал ему спокойно жить в доме, где когда-то жили Эзра и Кристина, его отец и мать. Лавиния остается в доме совершенно одна искупать грехи всей семьи. В трилогии особенно ощутима эпичность, масштабность замысла и его воплощения. На примере жизни одной семьи О'Нилу удалось создать социально и психологически убедительную картину жизни американского общества.

Произведения

Пьесы: В 2 т. / Сост. и вступ. ст. А.Аникста.— М.: Искусство, 1971; Пьесы.— В кн.: О'Нил Ю. Пьесы; Уильямс Т. Пьесы; Эссе, М., 1985, с. 27—462; Траур — участь Электры: Трилогия / Пер. В. Алексеева; Под ред. В.Маликова.— М.: Искусство, 1975.— 230 с. The plays: In 3 vol.— New York: Random House, 1928—1934; Mourning becomes Electra: A trilogy.— New York: H. Liveright, 1931.- 256 p.

Литература

Коренева М.М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы.— М.: Наука, 1990.— 334 с.; Фридштейн Ю. Г. Юджин О'Нил: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга, 1982.— 107 с. Bogard Т. Contour of time: The plays of Eugene O'Neill.— New York: Oxford univ. press, 1972.— XX, 491 p.; Gelb A., Gelb В. O'Neill.- New York: Harper a. Row, 1973.- XX, 990 p.; Raleigh J.H. The plays of Eugene O'Neill. — Carbondale; Edwardsville: Southern 111. univ. press, 1965. — 304 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV