Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ДЖОН ДОС ПАССОС (JOHN DOS PASSOS, 1896-1970)

ЛИТЕРАТУРА США

— писатель, который в 20—30-е гг. по своим взглядам был близок к рабочему движению. В своих первых произведениях — «Посвящение одного человека — 1917» (1920) и «Три солдата» (1921) — резко выступил против империалистической войны. Тогда же начал складываться своеобразный — экспериментальный — стиль писателя, полностью определившийся ко времени написания «Манхэттена» (1925): монтажная подача материала, широкое использование документов эпохи, выбор анонимных героев. Американского читателя привлекало яркое и яростное отрицание писателем буржуазного миропорядка, однако стойких духовных ценностей, способных выстоять в «механизированном» мире, он не увидел. Единственно доступный писателю пафос был пафосом отрицания. И эта неустойчивость общественной позиции (с одной стороны, глубокое осознание социального зла, а с другой — сомнение в том, что «переходный век может породить что-то стоящее»), скепсис и индивидуализм привели к резкому снижению художественных достоинств его книг. Роман «Середина века» (1961) явился печальным свидетельством утраты Дос Пассосом своего писательского дара. Это объясняется тем, что эстетические приемы писателя 20—30-х гг. как нельзя лучше соответствовали его общественному мировоззрению, вырастали из самой сердцевины поднятых им проблем (монтаж, например, давал представление о многообразии мира, о его подвижности). Когда же Дос Пассос отошел от идеалов своей молодости и Америка 50-х гг. стала представляться ему «реализованной мечтой», гибкая и живая форма «Манхэттена» и «США» превратилась в мертвую схему.

США: 42-я параллель. 1919. Большие деньги (U. S. A.: The 42-d parallel. 1930.— Nineteen nineteen. 1932.— The big money. 1936)

— трилогия, задуманная как большое эпическое полотно из жизни Америки. Время действия — начало века и 30-е гг. Каждый из романов имеет жесткую стереотипную конструкцию: эпизоды из биографии основных героев перемежаются «портретами-биографиями» исторических личностей, документальными подборками «Новости дня» и вставками «Камера Обскура» — лирическими авторскими отступлениями, написанными в манере потока сознания. Основных литературных героев, представителей разных социальных слоев общества, — двенадцать. Среди них Джон Уорд Мурхауз — сын железнодорожника, правдами и неправдами пробившийся «наверх», гибкий и беззастенчивый бизнесмен, наделенный недюжинной энергией и предприимчивостью; Элинор Стодаарт — художник-декоратор; Мак — выходец из низов, участник рабочего движения, сторонник ИРМ (Индустриальные рабочие мира); Чарли Андерсон — летчик; Ричард Элсворт Сэведж — адвокат, с легкостью меняющий свои политические взгляды; Марго Даулинг — кинозвезда; Мери Френч — участница движения протеста против казни Сакко и Ванцетти и др. Сюжета как такового в романах нет; повествование — фрагментарно, калейдоскопично. Центральная фигура трилогии, несомненно, Д. У. Мурхауз: с ним теснейшим образом сопряжены судьбы многих персонажей. Если литературные герои — это как бы живая плоть повествования, то исторические деятели, чьи портреты-биографии «разбивают» текст, — своего рода кариатиды, на которых держится лихорадочная деятельность века. Среди них Юджин Дебс, Билл Хейвуд, Лютер Бербанк, Айседора Дункан, Джон Рид, Теодор Рузвельт. Фон эпохи, ее «шумы» хорошо передают разделы «Новости дня» — отрывки и фрагменты из песен того времени, газетных заголовков, хроники, деловых бумаг и т. п. Вставки «Камера Обскура» вносят личное, авторское начало в книгу; это ее лирическая струя — поток сознания писателя. Выстраивая все это многоступенчатое здание трилогии, Дос Пассос стремился, по его словам, дать представление о новой эпохе — «эпохе внезапных и опасных поворотов»: «Сейчас индустриальный тип жизни приближается к повороту — либо он минует его, либо скатится под откос» Эти «повороты», опасность и подвижность жизни общества XX в., точно прослежены писателем в трилогии «США».

Произведения

Манхэттен / Пер. В.Стенича; Предисл. А.Зверева.— М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992.— 384 с.;

42-я параллель; 1919: Романы / Вступ. ст. Я.Засурского; Послесл. и коммент. И.Кашкина; Примеч. В.Бернацкой.— М.: Прогресс, 1981.— 815 с.— (Б-ка лит. США); Три солдата / Пер. В.А.Азова.— Л.: Госиздат, 1924. - 356 с.

Manhattan.- New York; London: Harper, 1926.- 404 p. Three soldiers.- New York: Doran, 1921.— 433 p.; U. S. A.: 1. The 42-d parallel; 2. Nineteen nineteen; 3. The big money.— New York: Harcourt, Brace, 1938. - IX, 561 p.

Литература

Гиленсон Б. А. Трилогия Джона Дос Пассоса «США».— В кн.: Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х гг. XX века, М., 1974, с. 187—194; Засурский Я. Н. Экспериментальный роман Дос Пассоса.— В кн.: Засурский Я. Н. Американская литература XX века, М., 1966, с. 291-326. Rohrkemper J. John dos Passos: A reference guide.— Boston: Hall, 1980.— XIX, 300 p.; Wrenn J.H. John dos Passos.— New York: Twayne, 1961.— 208 p.

Вернуться к оглавлению