ФРЕНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД (FRANCIS SCOTT FITZGERALD. 1896-1940)

ЛИТЕРАТУРА США

— родился в штате Миннесота, учился в Принстонском университете, откуда в 1917 г. был призван в армию. Ему не пришлось участвовать в сражениях Первой мировой войны, но сама обстановка военного времени произвела на него чрезвычайно сильное впечатление. Фицджеральд стал в литературе едва ли не первым представителем поколения, которое позже назовут «потерянным». Еще во время службы в армии был начат первый роман Фицджеральда «Романтический эгоист», проникнутый духом сомнения и разочарования в традиционных нравственных ценностях. Молодежь Америки военного поколения переживала болезненный кризис: осознав разительную отсталость культуры США от ее индустриальной мощи, она отказывалась от идеалов отцов, пуританских запретов и предрассудков прошлого века. Это новое мироощущение полностью воплотилось в творчестве Фицджеральда. В 20-е гг. его первый роман в окончательной редакции увидел свет под заглавием «По эту сторону рая». Это произведение, несмотря на всю его незрелость, было столь своевременно, что принесло Фицджеральду и известность, и финансовый успех. В 1920 г. Фицджеральд женился на Зельде Сейр, страдающей, как выяснилось впоследствии, душевным недугом. Героини романов Фицджеральда («Прекрасные и проклятые», 1922; «Великий Гэтсби», 1925; «Ночь нежна», 1934) невольно унаследуют черты сходства с его женой — необычайную привлекательность и крайнюю беспринципность. Сама принадлежность к кругу подобных людей представлялась Фицджеральду серьезной помехой для творчества. С незаурядным мастерством и сатирическим блеском Фицджеральд изобразил в своих романах и рассказах тех, кто беззаботно присваивает себе плоды чужого труда. Тем не менее писатель уступал соблазну богатства и написал множество «коммерческих» рассказов. Двойственность Фицджеральда не помешала ему стать наиболее ярким и точным выразителем настроений «века джаза» — так называли годы временного послевоенного преуспеяния, отмеченные парадным оптимизмом и взвинченной тягой к потреблению, завершившиеся в 1929 г. сильнейшим экономическим кризисом. С 1924 по 1930 г. писатель жил в Париже, где встречался с Хемингуэем, Гертрудой Стайн и другими выдающимися современниками. Он умер в 1940 г., не закончив роман о Голливуде «Последний магнат» (1941, посмертно).

Великий Гэтсби (The great Gatsby. 1925)

— центральное произведение Фицджеральда и самое совершенное из его созданий. Джей Гэтсби, сын бедного фермера, влюбляется в девушку «из общества» Дэзи Фей. Добиваясь ее благосклонности, он идет на всевозможные ухищрения. Ему удается разбогатеть — в годы сухого закона он спекулировал спиртными напитками. Гэтсби строит роскошную виллу недалеко от дома, где живет Дэзи с мужем, и начинает поражать округу доходящим до абсурдности гостеприимством и невиданной щедростью, мишурностью, безвкусными выходками. Его цель — привлечь внимание Дэзи, проникнуть в ее круг. Упрямая верность поклонника на какое-то время располагает к нему Дэзи, но это только ускоряет его гибель. Сидя за рулем принадлежавшей Гэтсби машины, Дэзи сбивает женщину. И она, и ее муж с поразительным равнодушием реагируют на совершенное ими убийство. Муж пострадавшей, считая виновником Гэтсби, убивает его, а затем себя.

Ночь нежна (Tender is the night. 1934)

— роман, в котором писатель раскрыл себя так откровенно, как ни в одном из своих произведений. Положенная в его основу история талантливого врача-психиатра Дика Дайвера напоминает личную драму Фицджеральда, творческую и семейную. Деградации Дайвера способствуют обстоятельства, подобные тем, о которых писатель рассказал в сборнике автобиографических эссе «Крах» (1936). В одной из клиник Цюриха Дайвер встречает Николь Уоррен, чья природная привлекательность еще более выигрывает из-за принадлежности к миру очень богатых людей. Николь, дочь миллионера, страдает шизофренией на почве сексуального преступления, совершенного ее отцом. Стремясь излечить Николь, Дик сам увлекается ею, а родные девушки способствуют их браку. Дик приобщается к компании блестящих бездельников, окружающих Николь, и, став по существу домашним врачом при одной-единственной пациентке, постепенно отходит от науки. Беззаботным и обаятельным предстает Дик в начале романа, в эпизодах отдыха на французской Ривьере, рассказанных от лица молодой и красивой голливудской дебютантки, очарованной Диком и не подозревающей о неблагополучии в его семье. Обстоятельства, предшествовавшие женитьбе Дика, и подробности заболевания Николь раскрываются только во второй части романа, и по мере их выяснения читатель узнает о духовном крахе Дайвера. Герой с горечью осознает, что его талант «перекочевал в сейфы Уорренов». С большой психологической глубиной показано, как исчезает оптимизм Дайвера. Николь уходит от Дика, гибнет его лучший друг, а сам он возвращается в США, где безвестно прозябает в провинции.

Произведения Избранные произведения: В 3 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Зверева.— М.: Худож. лит., 1977;

Портрет в документах / Сост., предисл. и коммент. А.Зверева.— М.: Прогресс, 1984.— 341 с. The Bodley Head Scott Fitzgerald: In 4 vol. / With an introd. by J. B. Priestley.— London: Bodley Head, 1958-1960.

Литература

Гайсмар М.Ф. Скотт Фицджеральд: Орест в отеле «Риц». — В кн.: Гайсмар М. Американские современники, М., 1976, с. 121—179; Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда.— М.: Наука, 1974.— 148 с.; Кухалашвили В. К. Ф.С.Фицджеральд и американский литературный процесс 20—30-х годов XX века.— Киев: Наукова думка, 1983.— 237 с.; Мендельсон М. О. Творческий путь Френсиса Скотта Фицджеральда. — В кн.: Проблемы литературы США XX века, М., 1970, с. 163—220; Старцев А. И. Горькая судьба Фицджеральда; Скотт Фицджеральд и «очень богатые люди». — В кн.: Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972, с. 249—304; Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд: Пер. с англ. / Предисл. М.Кореневой.— М.: Мол. гвардия, 1981.— 318 с., ил. — (Жизнь замечат. людей). Bmccoli М. J. Some sort of epic grandeur: The life of F. Scott Fitzgerald. — London: Hodder a. Stoughton, 1981.- XXXI, 624 p.; Eble R. F. Scott Fitzgerald.- New York: Twayne, 1963.- 174 p.; Fahey W. F. Scott Fitzgerald and American dream.— New York: Crowell, 1973.— 177 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV