ТЕННЕССИ УИЛЬЯМС (TENNESSEE WILLIAMS. 1911-1983)

ЛИТЕРАТУРА США

— настоящее имя Томас Лэнье Уильямс — драматург, поэт, прозаик; вышел из семьи коммивояжера; учился в университетах Миссури, Айовы и в Вашингтонском университете Сент-Луиса. Вслед за Юджином О'Нилом Уильямс оказал исключительное влияние на развитие американской драмы в XX в. Его творчество неоднократно отмечалось престижными премиями (в том числе двумя Пулитцеровскими). Драматургия Уильямса, полная сострадания к человеку, сочетает тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес — живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди, изначально обреченные на гибель в прагматичном обществе. Культ красоты, исповедуемый драматургом на протяжении всей жизни, находит отражение в череде хрупких и прекрасных женских образов (Лаура в «Стеклянном зверинце», Бланш в «Трамвае «Желание», Альма в пьесе «Лето и дым», 1948); все они противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество. Романтик Уильямс оказывается реалистом в подходе к своим героям, ибо ясно понимает, что в мире, равнодушном ко всему, кроме успеха, прекрасные человеческие свойства никому не нужны. Его герои могут торжествовать только моральную победу: зная, что обречены, они не отрекаются от своих идеалов. В конце 1940-х гг. Уильямс выдвинул концепцию «пластического театра», который посредством внелитературных средств добивался бы мощного эмоционального воздействия на зрителя, и последовательно воплощал этот принцип в жизнь, уделяя большое внимание при постановке своих пьес музыке, освещению и декорациям, которые всегда несли у него смысловую нагрузку. Лучшие пьесы Уильямса написаны в 1940—1950-е гг. К их числу, кроме упомянутых, относятся «Camino Real» (1953), «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Орфей спускается в ад» (1958), «Сладкоголосая птица юности» (1959), «Ночь игуаны» (1962). Пережив в середине 1960-х творческий кризис, он так до конца и не вышел из него: поздние пьесы, хотя и не лишенные магнетического воздействия стиля драматурга, являются во многом самоповторением. Наследие Уильямса включает сборники преимущественно интимной лирики, совершенные образцы новеллы и повести, эссе.

Стеклянный зверинец (The glass menagerie. 1945)

— первая пьеса Уильямса, принесшая ему широкую известность. Эта пьеса-элегия не похожа на последующие, полные ярости и насилия произведения, однако в ней намечаются некоторые постоянные для драматурга темы (в частности, обреченности людей, эмоционально привязанных к прошлому) и закладывается неповторимый стиль Уильямса — то подчеркнуто конкретный и ироничный, то пронизанный высоким лиризмом и пафосом, отмеченный поэтическими интонациями и метафоричностью. Рассказанная Уильямсом история распада одной семьи проста и бесхитростна: мать, сын и дочь не в силах больше переносить безысходность существования втроем в вымышленном иллюзорном мире, в реальность которого верит мать, Аманда. Она же, хотя и наделена огромным жизнелюбием и оптимизмом, не способна вписаться в контекст нового послевоенного общества, как не может она и смириться с тем, что вместе с «семнадцатью» поклонниками канула в Лету ее победоносная юность на Юге и что ее оставил муж, бросив на прощанье короткое «пока». Деловитость оборачивается у нее слепой преданностью прописным истинам: единственная романтика, считает она, которую может позволить себе ее сын Том, — это ускорить продвижение по службе; дочери же, по ее мнению, не пристало грезить о любви — надо думать об удачном замужестве. Хрупкая болезненная Лаура пытается в угоду матери понравиться холостому Джиму О'Коннору, стать как все, но терпит сокрушительный провал и вряд ли когда-нибудь сможет оправиться от пережитого потрясения. А сын, при том что ушел из семьи, решив начать новую жизнь, носит в душе незаживающую рану и клеймо отверженного: как говорится, от себя не уйдешь. Рассказ Тома о своей семье и об отчаянной попытке сестры влиться в рутину повседневности — его последняя попытка разделаться с прошлым, освободиться наконец от него.

Трамвай «Желание» (The streetcar named Desire. 1947)

— укрепил положение Т. Уильямса в американской литературе и театре (постановка пьесы впервые свела в творческом союзе Уильямса и Элиа Казана, впоследствии давшего сценическую жизнь многим творениям драматурга). Действие пьесы разворачивается на убогой окраине Нового Орлеана, именно сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит Бланш Дюбуа, которая после цепи невзгод, компромиссов, утраты родового гнезда надеется обрести покой или хотя бы найти временный приют у сестры Стеллы и ее мужа Стэнли Ковальских. Бланш почти сломлена: она считает себя виновницей самоубийства любимого мужа, чему явилась невольной причиной. Ее многочисленные любовные связи — жалкая попытка заполнить образовавшуюся в жизни пустоту. И однако окончательно погибшим человеком Бланш не назовешь: в ее душе теплится идеал, от которого она не отрекается и в падении. Бланш ощущает себя служительницей красоты. В доме Ковальских она появляется в элегантном белом костюме, в белых перчатках, словно прибыла на званый ужин в аристократический особняк. И еще — Бланш не теряет полностью надежду, она продолжает верить в жизнь и, несмотря ни на что, рассчитывает на человеческое тепло и участие. Но она с тем же успехом могла бы искать сочувствия у пещерного человека, от которого недалеко ушел в своем развитии Стэнли Ковальский — человек-обезьяна, который «ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное». Единственный аргумент, который его убеждает, — это грубая сила. Он нравственный антипод Бланш — ему с самого начала хочется осадить ее, унизить, сравнять с собой. Боясь влияния Бланш на жену и желая ускорить отъезд столь неприятной ему женщины, Стэнли открывает глаза Митчу, ставшему почти женихом Бланш, на ее небезупречное прошлое, и та упускает свой последний шанс. А расстроив этот союз, Стэнли окончательно унижает и так уже сломленную Бланш насилием, после чего та теряет рассудок.

Произведения

Желание и чернокожий массажист: Пьесы; Рассказы / Сост., пер., предисл. В.Л.Денисова; Вступ. слово Р. Г. Виктюка.— М.: Прогресс-Гамма, 1993.— 319 с; Кошка на раскаленной крыше / Пер. В.Воронина.— М.: Искусство, 1979.— 112 с.; Пьесы; Эссе.— В кн.: 0'Нил Ю. Пьесы; Уильямс Т. Пьесы; Эссе, М., 1985, с. 463—799; Римская весна миссис Стоун: Повесть; Рассказы; Эссе / Пер. и сост. С. Митиной; Предисл. Г.Злобина.— М.: Худож. лит., 1978.— 251 с.; Сладкоголосая птица юности / Пер. В. Вульфа и А.Дорошевича.— Театр, 1975, № 12, с. 151—178; «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес / Сост. и примеч. Я. Березницкого; Послесл. В.Неделина.— М.:

Искусство, 1967.— 723 с. The theatre of Tennessee Williams: In 7 vol.— New York: New directions, 1971—1981; Androgyne, mon amour: Poems.— New York: New directions, 1977.— 92 p.; Collected stories / With an introd. by G. Vidal. — New York: New directions, 1985. — XXV, 574 p.; In the winter of cities: Poems. — New York: New directions, 1952.— 117 p.; The Roman spring of Mrs. Stone.— New York: New directions, 1969.- 148 p.

Литература

Бернацкая В. И. Теннесси Уильямс.— В кн: Бернацкая В. И. Четыре десятилетия американской драмы (1950—1980), М., 1993, с. 25—55; Коренева М. Страсти по Теннесси Уильямсу.— В кн.: Проблемы литературы США XX века, М., 1970, с. 106—140. Nelson В. Tennessee Williams: His life and work.— London: Owen, 1961.— 262 p.; Tennessee Williams: A collection of critical essays /Ed. by S. S. Stanton. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1977.— X, 194 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV