Наши партнеры
ЛИТЕРАТУРА США
— новеллистка и романистка, которую американская критика обычно относит, хотя и с немалыми оговорками, к «южной школе» писателей США. Однако ее родство с У.Фолкнером, Ш.Андерсоном, К. Маккалерс, Э. Колдуэллом и др. — довольно отдаленное и нередко определяется лишь общностью жизненного материала, который писательница осваивает совершенно по-особому. Картине американского Юга, возникающей в ее произведениях, свойственна одновременно фотографическая и гротескная достоверность, достигаемая с помощью непринужденного сочетания взвешенного до последней мелочи реалистического описания повседневного быта с нравственно-религиозной (по словам самой Ф. О'Коннор — «метафизической») гиперболичностью, создающей как бы дополнительное измерение сюжета. Эта особенность манеры писательницы объясняет ее тяготение к американской романтической традиции (Н. Хоторн, Г. Мелвилл, Э. По), особенно на переломе от романтизма к реализму. Недаром она замечала: «Уверена, что на меня повлиял Гоголь». Сатирическое начало ее прозы, своеобразная «невероятная точность» и в самом деле близки гоголевской. Объектом ее приближенного и «остраненного» разоблачительного изображения чаще всего служат псевдорелигиозность и лжепорядочность, социально узаконенные ложь, низость, лицемерие. О'Коннор, почти безвыездно жившая в родном городке на юге США, в штате Джорджия, проявляла обостренную чуткость к социальным конфликтам, знакомым ей по непосредственным впечатлениям: конфликтам расовым, имущественным, сословным. Ее беспощадная трезвость в их освещении многим читателям и критикам казалась жестокой до нарочитости. В первый период (роман «Мудрая кровь», 1952; сборник «Хорошего человека найти не легко», включающий рассказы 1946—1954 гг.) в ее творчестве преобладает гротескно-шоковая манера: писательница-моралистка всеми средствами стремится «достучаться» до читателя, показать ему обыденные происшествия во всей их чудовищной, ужасающей неприглядности. Реализм ее при этом несравненно глубже и объемнее, нежели поверхностное бытописательство с претензией на разоблачительность, характерное для многих американских писателей. О'Коннор занимают не столько внешние происшествия, сколько душевные сдвиги, психическая динамика. Мотив трагического пробуждения к реальности становится ведущим во второй период творчества Фланнери О'Коннор (1955—1964); он сочетается с углублением социально-психологического анализа в таких рассказах, как «На вершине все тропы сходятся», «Соль земли», «Откровение», «Дальний лес» и в примыкающем к твеновской традиции романе «Царство Небесное силою берется» (1960). При жизни Фланнери О'Коннор была награждена несколькими литературными премиями; посмертно за нею укрепилась репутация «малого классика» американской литературы XX в., мастера чеканной прозы. «Наивность» повествовательной манеры Фланнери О'Коннор была вполне сознательным художественным приемом: ей было в высшей степени свойственно продуманное, аналитическое отношение к литературному творчеству. Ее программные статьи и высказывания собраны в посмертно изданных книгах «Дополнительное измерение» (1966) и «Тайна и обычаи» (1968).
Произведения
Хорошего человека найти не легко: Рассказы /
Сост. А.Зверев; Предисл. М. Тугушевой. —
М.: Прогресс, 1974. — 283 с.; Запоздалая
встреча с противником / Пер. И. Гуровой. — В кн.: Современная американская новелла:
60-е гг., М., 1971, с. 156—166; Праздник в Партридже / Пер. Т. Ивановой. — В кн.: Гон спозаранку, М., 1975,
с. 55—79. The added dimension: The art and mind of
Flannery O'Connor / Ed. by M.J. Friedman
a. L. A. Lawson. —
Литература
Бэр И. Фланнери О'Коннор на русском языке. — Иностр. лит., 1977, № 7, с. 265—268; Забабурова Н.
Мир, достойный гнева. — Лит. обозрение, 1975, № 9, с. 83—85; Martin С. W. The true country: Themes in the fiction of
Flannery O'Connor. —