ФРАНСУА РАБЛЕ (FRANÇOIS RABELAIS. 1494-1553)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— один из величайших сатириков мировой литературы, крупнейший писатель французского Возрождения, прославился романом «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором раскрылся гуманистический характер мировоззрения писателя. Рабле был человеком широкой и разносторонней образованности, его всегда отличал большой интерес к античности. Он был монахом, затем получил сан священника, много времени уделял естествознанию, в 1537 г. получил степень доктора медицины, практиковал как врач. Средневековое мистически-религиозное мировоззрение было чуждо Рабле, а его антиклерикальные настроения часто перерастали в смелую критику религиозных догм. Первоосновой жизни он считал материю, природу и с грубоватой откровенностью защищал права человека на плотские земные наслаждения. Его роман, обогащенный большими гуманитарными и естественнонаучными знаниями, неразрывно связан и с традициями народного творчества; от этих традиций — гиперболизм, свободная, причудливая композиция, откровенная шутка, громкий, жизнерадостный, часто издевательский смех, убивающий все то отжившее, что мешало полноценному и свободному развитию человека.

Гаргантюа и Пантагрюэль (Gargantua et Pantagruel. 1532—1552)

— роман, который Рабле писал в течение двадцати лет, состоит из пяти книг (последняя опубликована после смерти автора в 1564 г. и, возможно, ему не принадлежала), описывающих деяния и невероятные приключения двух королей-великанов, Гаргантюа и Пантагрюэля, которых Рабле нарисовал как идеальных правителей, мудрых и миролюбивых, озабоченных благоденствием подданных. Рабле сатирически изображает все аспекты средневекового общества. Рассказывая о воспитании Гаргантюа, Рабле высмеивает схоластическую педагогику Олоферна и противопоставляет ей взгляды другого учителя Гаргантюа, гуманиста Понократа, стремящегося к гармоническому развитию духовной и физической природы человека. В сатирическом образе короля Пикрошоля воплощаются черты феодала, для которого не существует ничего, кроме грубой силы, и который, попирая права и законы, ведет бесконечные захватнические войны. С особым сарказмом Рабле пишет в романе о католической церкви, о монахах (Звучащий остров, папефиги и папиманы). Свой гуманистический идеал свободного человеческого общества Рабле воплотил в картинах Телемского аббатства, созданного по замыслу одного из героев романа, брата Жана — монаха, силача и забияки, одаренного здравым смыслом и выступающего носителем народной правды. Телемское аббатство — это содружество людей науки и искусства, свободных, гармоничных, красивых и жизнерадостных. Один из наиболее популярных героев романа — друг Пантагрюэля, беспутный бродяга Панург, умный, острый собеседник, цинично осмеивающий традиционную мораль и разоблачающий косные предрассудки. Здоровый и сочный юмор романа, пронизанного органичной любовью к жизни, глубина выраженных в нем гуманистических и демократических идей, сила и своеобразие художественных приемов обеспечили ему одно из первых мест в мировой сатирической литературе.

Произведения

Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н.Любимова; Вступ. ст. А.Дживелегова. — М.: Худож. лит., 1973. — 782 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes / Éd. établie, annotée et préfacée par G. Demerson. — Paris: Seuil, 1973. — 1020 p.

Литература

Артамонов М. Творчество Франсуа Рабле. — М.: Худож. лит., 1964. — 152 с.; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.;

Евнина Е.Франсуа Рабле. — М.: Гослитиздат, 1948. — 344 с. Claude С. Rabelais. — Paris: EFR, 1973. — 292 p.; France A. Rabelais. — En: France A. Oeuvres complètes illustrées, Paris, 1928, t. 17, p. 1—265; Larmat J. Rabelais. — Paris: Hatier, 1973,— 255 p.

«ПЛЕЯДА» (PLEIADE)

— поэтическая школа во Франции эпохи Возрождения, названная по аналогии с группой семи александрийских поэтов III в. до н. э. Слово «плеяда» было введено в употребление в 1554 г. Ронсаром, главой и самым выдающимся представителем школы. В группу входили ученый-гуманист и поэт Жан Дора, писавший стихи на латыни, и его ученики: Ронсар, Жоашен дю Белле, Ж. де Баиф, а также Э.Жодель, Р. Белло, П. де Тийар. К ним примыкали Пелетье дю Манс, Т.Дезотель, Ж. де Лаперуз. Поэзия «Плеяды» оказала влияние почти на всех поэтов Франции второй половины XVI в. Литературным манифестом ее по праву считается трактат «Защита и возвеличение французского языка», принадлежащий Жоашену дю Белле. Соавтором и вдохновителем манифеста был Ронсар. Поэтика школы утверждала гуманистические идеалы гармонического и полноценного человека. В манифесте отвергались малые формы рондо и баллады и предлагалось заимствовать у античного искусства новые жанры — оду, сатиру, элегию, эклогу, эпопею, трагедию и комедию. Однако попытка создания высокой поэзии гражданской и героической тематики не удалась: самый большой вклад поэты «Плеяды» сделали в сферу интимной лирики, потерпев поражение в создании героической эпопеи (неоконченная «Франсиада» Ронсара). Одна из основных мыслей «Защиты...» — утверждение французского языка как языка, пригодного для поэтического творчества, желание использовать возможности античной культуры для создания новой национальной литературы. Ставилась задача как обогащения лексических форм языка, так и выработки свежего поэтического стиля, отличающегося от традиционного. Время наиболее плодотворной деятельности «Плеяды» — 1550-е гг. В 1562—1594 гг. начали выдвигаться поэты А. д'Обинье, Дю Бартас, в творчестве которых все более проступали черты классицизма.

Произведения поэтов «Плеяды»

Дю Белле Ж., Ронсар П. де. Стихи / Пер., вступ. ст. и коммент. В. Левика. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.; Дю Белле Ж. [Сонеты]. — В кн.: Западноевропейский сонет XIII—XVIII веков, М., 1988, с. 254-269; Поэзия Плеяды / Сост., предисл. И. Ю. Подгаецкой. - М.: Радуга, 1984.- 828 с. — (Текст парал. на франц. и рус. яз.). Dorchain A. Anthologie de Ronsard et de son École. — Paris: Delagrave, 1929. — 492 p.; Poètes du XVI-e siècle / Texte établi et présenté par A.-M. Schmidt. — Paris: Gallimard, 1953. — 1102 p.

Литература о поэзии «Плеяды»

Виппер Ю. Б. Поэзия «Плеяды»: Становление литературной школы. — М.: Наука, 1976. — 430 с.; Подгаецкая И.Ю.Поэтика «Плеяды». — В кн.: Литература эпохи Возрождения и проблема всемирной литературы, М., 1967, с. 315—339. Bonnot J. Humanisme et Pléiade: L'histoire, la doctrine, les oeuvres. — Paris: Hachette, 1964. — 192 p.; Lumières de la Pléiade / Par R. Antonioli, R. Aulotte e. a. — Paris: Vrin, 1966. — 426 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV