МОЛЬЕР (MOLIÈRE. 1622-1673)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— настоящее имя Жан Батист Поклен; один из величайших комедиографов мировой литературы. Будучи последователем господствовавшего в его время классицизма, Мольер противопоставляет его формальным канонам жизнерадостный, полнокровный реализм своего творчества, связанного с традициями народного театра. Он создает галерею героев из народа — ловких, умных, здравомыслящих и насмешливых слуг, говорящих на живом простонародном языке. Блестящий сатирик, Мольер бичевал не только церковь, аристократию, но и пороки нарождающейся буржуазии. Утверждая принципы гуманистической морали, он ввел в комедию правду психологических переживаний, социальную типизацию. Сын придворного обойщика, Мольер получил хорошее образование, но свой диплом лиценциата прав променял на любимую профессию актера. Он много лет работал в бродячей труппе, для которой начал сам писать пьесы. Оставленная по распоряжению Людовика XIV в Париже труппа Мольера, игравшая многочисленные комедии писателя, завоевала симпатии широкого зрителя и ненависть высших слоев французского общества. Много лет продолжалась борьба драматурга против лицемерия и ханжества католических кругов, неоднократно добивавшихся запрещения его пьес. Мольер выступал на сцене до самой смерти (он скончался вскоре после спектакля «Мнимый больной» и был по распоряжению архиепископа похоронен ночью за кладбищенской оградой, без обрядов, как человек «грешной» актерской профессии). Комедии Мольера оказали огромное влияние на развитие французской драматургии и заняли прочное место в репертуаре европейских театров.

Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules. 1659)

— одноактная пьеса, написанная в фарсовых традициях, с грубоватой откровенностью и элементами буффонады, была злободневна для своего времени. Мольер осмеял в ней жеманниц из парижских аристократических салонов и господствовавшую в то время моду на изощренность в литературе, в манерах и в разговорном языке знати. Провинциальные мещанки Мадлон и Като не желают выходить замуж по совету их отца и дяди, трезвого буржуа Горжибюса. Они мечтают об утонченном обществе, о красоте и изяществе, которые в их представлении неотделимы от манер парижских салонов. Обиженные ими женихи решают отомстить капризным невестам и посылают к Мадлон и Като своих слуг, выступающих перед девушками под именами виконта и маркиза. В их речи и манерах великолепно пародирован жеманный стиль аристократии. Слуги, увлекаясь своей ролью, покоряют сердца девиц, но, к стыду и отчаянию Мадлон и Като, разоблачаются своими господами, которые строго наказывают слуг и выгоняют их.

Тартюф (Tartuffe. 1664—1669)

— пьеса, названная по имени главного героя — символа лицемерия, скрывающегося под маской добродетели. Незамедлительно после представления комедии имя Тартюф стало нарицательным. Действие происходит в доме богатого буржуа Оргона, полностью попавшего под влияние проходимца Тартюфа. Ловко запутывая наивного Оргона в паутине интриг, прикрываемых добродетельно-казуистическими рассуждениями, этот развратник и проходимец клевещет на молодых членов семьи, разгадавших его сущность, и присваивает имущество Оргона. Наконец Оргон прогоняет Тартюфа, пытавшегося соблазнить его жену. Опасный интриган доносит на Оргона, добиваясь его ареста по обвинению в нелояльности к королю. Развязка комедии неожиданна и искусственна: появляется полицейский, пришедший арестовать Тартюфа по указу короля. Мольер создал в комедии полнокровный и живой образ служанки Дорины, острой на язык, наблюдательной и смелой, быстро распознавшей в Тартюфе проходимца.

Мизантроп (Le misanthrope. 1666)

— стихотворная комедия, в которой комическое начало как бы оттеснено трагизмом ситуаций и переживаний героя. Пьеса отличается углубленной психологической характеристикой персонажей, острым и эффектным диалогом. Мольер раскрывает трагедию одиночества умного и честного Альцеста, чувствующего себя чужим в светском обществе. Он откровенно высказывает свое мнение о его представителях и тщетно пытается исправить зло, читая горячие, но зачастую неуместные нравоучения. Судебный процесс по имущественному делу Альцест согласен проиграть только для того, чтобы доказать, что он прав, критикуя несправедливость суда. Альцест страдает от неразделенной любви к жестокой и пустой светской кокетке Селимене и окончательно теряет ее, предложив вместе с ним покинуть высший свет. И хотя Альцест иной раз наивен в словесных протестах, своим правдолюбием, искренностью, стремлением бороться с общественным злом он еще резче подчеркивает пустоту и лицемерие придворного общества. В этой комедии Мольер также сатирически изображает литературные нравы своего времени.

Скупой (L'avare. 1668)

— комедия, в которой Мольер создает образ скупца Гарпагона, чье имя стало нарицательным. Страсть к накопительству полностью захватила Гарпагона, убила в нем живые человеческие чувства: скупец держит слуг впроголодь, дом — в запустении и в конце концов из-за денег решает пожертвовать собственной семьей. Считая, что деньги дают ему власть и над чувствами, и над судьбами людей, он собирается жениться на молоденькой Марианне, возлюбленной собственного сына. Своей скаредностью Гарпагон доводит сына и дочь до воровства и обманов. Он с легкостью готов разрушить счастье дочери Элизы, любящей Валера, отдав ее замуж за пожилого Ансельма только потому, что тот не требует приданого. Однако он вынужден согласиться на брак сына с Марианной, так как только при этом условии ему обещают вернуть украденную шкатулку с деньгами. Власть денег, их разлагающее влияние с огромной проницательностью раскрыты Мольером в этой комедии.

Жорж Данден (George Dandin. 1668)

— бытовая комедия, где Мольер наказывает своего героя, богатого крестьянина Жоржа Дандена за то, что он из-за тщеславия, твердо веря в неотразимую силу кошелька, женился на дочери обедневшего барона Анжелике, не поинтересовавшись ее чувствами. Он попросту купил ее у родителей, падких на деньги. Данден становится посмешищем в дворянской семье жены, попадает в самые дурацкие и унизительные положения. Родители покровительствуют роману дочери с молодым Клитандром, считая естественным, что их дочь изменяет мужику с дворянином. Жорж Данден, беспомощный перед хитростью и ловкостью жены, часто принужден просить у нее же прощения, повторяя про себя ставшую крылатой фразу: «Ты этого хотел, Жорж Данден».

Мещанин во дворянстве (Le bourgeois gentilhomme. 1671)

— комедия-балет, первое произведение этого жанра в литературе. Мольер рисует тщеславного богатого буржуа Журдена, мечтающего пробиться в высшее дворянское общество. Журден способен только на неуклюжее подражание аристократическим манерам. Знамениты комические сцены, в которых учителя дают уроки тупому Журдену, насмехаясь над его тщеславием и невежеством. Журдену противопоставлена его жена — простая женщина, возмущенная причудами мужа и покровительствующая роману своей дочери с человеком третьего сословия, добившимся благодаря способностям и образованию хорошего положения в обществе. Слуги играют большую роль в комедии. В противоположность Журдену они наделены умом и сообразительностью, обладают живым характером и энергией.

Мнимый больной (Le malade imaginaire. 1673)

— последняя комедия Мольера, которую он писал, будучи безнадежно больным, и в которой за несколько часов до смерти сыграл роль героя Аргана. Автор осмеивает шарлатанов-врачей и мнительных людей, ослепленных пышными словесами схоластической лженауки. Вечно дрожащий за свое здоровье Арган, пытающийся заставить дочь выйти замуж за псевдоученого врача, жена Аргана Белина, мечтающая ускорить смерть мужа и запрятать в монастырь свою падчерицу, чтобы завладеть наследством, маленькая дочь Аргана Луизон, уже зараженная притворством и хитростью, — все эти характеры изображены весьма живо, ярко и достоверно. Бойкая служанка Туанетт предлагает Аргану притвориться мертвым, и таким образом он узнает о преданности дочери и о вероломстве жены. Пьеса заканчивается балетной интермедией, разоблачающей невежество и шарлатанство.

Произведения

Полное собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. М.Н.Любимова; Вступ. ст. Г.Н. Бояджиева. — М.: Искусство, 1966—1967; Полное собрание сочинений: В 3 т. / Предисл. Ю.А.Гинзбург и С. И.Великовского. — М.8 Искусство, 1985—1987; Комедии / Вступ. ст. и примеч. Г. Н. Бояджиева. — М.: Худож. лит., 1972. — 660 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 3 vol. / Éd. établie, prés. et annotée par R. Bray. — Paris: Éd. du club du meilleur livre, 1954—1956; Oeuvres complètes: En 2 vol. / Textes établis, prés. et annotés par G.Couton. — Paris: Gallimard, 1976.

Литература

Бордонов Ж. Мольер / Пер. С. И. Великовского и Ю.А.Гинзбург. — М.: Искусство, 1983. — 415 с.; Бояджиев Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. — М.:

Искусство, 1967. — 555 с.; Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. — М.: Мол. гвардия, 1962. — 237 с. — (Жизнь замечат. людей); Гликман И. Мольер: Крит.-биогр. очерк. — М.; Л/ Худож. лит 1966. - 279 с. Chevalley S. Molière en son temps. 1622—1673. — Paris; Genève: Minkoff, 1973. — 421 p.; Jasinski R. Molière. — Paris: Hatier, 1970. — 287 p.; Mallat F. Molière. — Paris: Grasset, 1986. — 475 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV