Наши партнеры

Profnastilsimferopol.ru - Евроштакетник на забор забор из евроштакетника.
water walking ball
Беспроцентные кредиты

ЖАН РАСИН (JEAN RACINE. 1639-1699)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— драматург, сыгравший решающую роль в развитии трагедии периода французского классицизма. Не отклоняясь от канонов классицистической поэтики и восприняв противоречие между государственной властью и личностью как основной конфликт сценического действия, Расин создал новый жанр любовно-психологической трагедии, где на первый план выдвигается нравственная проблематика. В изысканную форму своих трагедий он сумел вложить большое идейно-политическое содержание, сделав их созвучными настроениям общества. Театр Расина отличает тонкий и точный психологизм. Расин первый поставил в центр драмы страдающего человека и проник в его душевный мир. Особенно глубоки и поэтичны женские образы его произведений. Расин еще в юности начал писать стихи и пьесы. После ранних трагедий, созданных под влиянием Корнеля, появилась трагедия «Андромаха» (поставлена в 1667 г.), принесшая драматургу славу. Трагическая коллизия пьесы — столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью. Для Андромахи, как и для других идеальных героинь Расина, характерна готовность пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти душевную чистоту. Наиболее яркая политическая трагедия Расина — «Британник». В том же году была написана трагедия «Береника», воспевающая идею самоотречения: внутренний конфликт каждого героя кончается здесь самопожертвованием. В трагедии «Баязет» (1672) действие перенесено в современную Турцию. Автор обратился к восточной деспотии, чтобы, изобразив постоянно нависающую над героями угрозу смерти, остро поставить вопрос о ценности человеческого достоинства. Вершиной драматургии Расина стала трагедия «Федра», входящая до сих пор в репертуар французского театра и прославившая крупнейших трагических актрис Франции. В ней Расин с огромной поэтической силой вскрыл внутренний мир женщины, ведущей тяжкую борьбу с сжигающей ее страстью. Острота нравственного конфликта, глубина и сила страстей трагедии вызвала поток обвинений в аморальности со стороны врагов драматурга. Впервые не получив поддержку двора, Расин покинул театр. Лишь после двенадцатилетнего перерыва он написал трагедии «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1691), представляющие собой совершенно новый жанр религиозно-политической библейской драмы. В «Гофолии» изображено восстание народа против властителя-деспота. В последние годы жизни усиливающиеся религиозные настроения отдалили Расина от литературы. Характерные для творчества Расина строгость и изящество формы, красота и поэтическое совершенство стиха, простота драматургической фабулы и правда характеров сделали его одним из любимых национальных поэтов Франции.

Британик (Britannicus. 1669)

— трагедия, в которой Расин обращается к истории Древнего Рима и рисует образ молодого Нерона, считающего, что императорская власть дает ему право на жестокий произвол. Воплощением царящей при дворе лести и развращенности служит хитрый Нарцисс, старающийся разжечь в Нероне самые низменные страсти. Нерон отравляет своего сводного брата Британика, также имеющего право на престол. По Расину, непосредственная причина убийства — ревность Нерона к любящей Британика Юнии, но этот тонко разработанный любовно-психологический конфликт не заглушает политического звучания трагедии, осуждающей деспотизм и произвол. Трагедия была встречена крайне враждебно придворной знатью, несмотря на то что Расин был убежденным сторонником абсолютной монархии и в лице наставника Нерона Бурра изобразил благородного царедворца, который стремится воспитать из Нерона идеального государя.

Федра (Phèdre. 1677)

— трагедия, по художественной силе изображения человеческих страстей и совершенству стиха — вершина поэтического творчества Расина. Царица Федра страстно любит своего пасынка Ипполита, влюбленного в афинскую принцессу Арикию. Получив ложное известие о смерти мужа Тесея, Федра признается в своем чувстве Ипполиту, но он отвергает ее. По возвращении Тесея Федра в порыве отчаяния, страха и ревности решает сгубить Ипполита. Кормилица Энона с молчаливого согласия Федры оклеветала Ипполита перед отцом. Терзаясь муками раскаяния, тоски, ревности и любви, Федра принимает яд; во всем признавшись мужу, она умирает.

Произведения

Сочинения: В 2 т. / Ст. и коммент. Н.Жирмунской. — М.: Искусство, 1984; Театр французского классицизма: Пьер Корнель; Жан Расин / Вступ. ст. А.Адана. — М.: Худож. лит., 1970. — 604 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Трагедии / Изд. подгот. Н. А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. — Л.: Наука, 1977. — 428 с. — (Лит. памятники). Théâtre complet / Texte établi, avec. préf., notices et notes par M. Rat. — Paris: Garnier, 1963. — 742 p.

Литература

Кадышев В. С. Расин. — М.: Наука, 1990. — 266 с.; Мориак Ф Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж. де. Исповедь Никола; Прил.: Виньи А. де. Синие демоны / Вступ. ст. В. А. Мильчиной. — М.: Книга, 1988.- 347 с.; Стендаль. Расин и Шекспир / Пер. Б. Г. Реизова. - Собр. соч., М., 1959, т. 7, с. 5—156; Шафаренко И. Жан Расин. — В кн.: Писатели Франции, М., 1964, с. 81—97. Goldmann L. Jean Racine dramaturge. — Paris: Arche, 1956. — 158 p.; Gutwirth M. Jean Racine: Un itinéraire poétique. — Montréal: Les presses de l'Univ. de Montréal, 1970. — 178 p.; Vinaver E. Racine et la poésie tragique. — Paris: Nizet, 1963. — 249 p.

Вернуться к оглавлению