ВОЛЬТЕР (VOLTAIRE. 1694-1778)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительского движения во Франции. В течение ряда десятилетий он был «властителем дум» не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Обладая острым умом, блестящим даром сатирика, многосторонней эрудицией и страстным политическим темпераментом, Вольтер своими философскими, историческими, публицистическими и художественными произведениями наносил сокрушительные удары по феодальным пережиткам и клерикальному мракобесию. Перу Вольтера принадлежат многочисленные поэмы, оды, послания, классические трагедии, философские повести. Он происходил из семьи парижского нотариуса и с молодых лет испытал на себе произвол дворянско-феодальной власти (однажды он был заключен в Бастилию, несколько раз должен был тайно бежать за границу). Уже в расцвете славы, известный всему миру, Вольтер последние двадцать лет был вынужден жить в Фернее, на франко-швейцарской границе, не появляясь в столице. Его возвращение в Париж за три месяца до смерти превратилось в грандиозный триумф. Когда Вольтер умер, церковь отказалась хоронить его, и тело великого просветителя было тайно вывезено из Парижа. Во время Великой французской революции прах Вольтера торжественно перенесли в Пантеон. Свободомыслие Вольтера получило признание в России; его многолетней корреспонденткой была императрица Екатерина II, которой он завещал свою библиотеку.

Заира (Zaïre. 1732)

— трагедия, входящая и поныне в репертуар французских театров. В ней Вольтер обращается к эпохе крестовых походов. Героиня трагедии Заира, рабыня иерусалимского султана Оросмана, — француженка, воспитанная как мусульманка. Султан горячо любит Заиру и хочет жениться на ней. Прибывший из Франции рыцарь Нерестан выкупает пленников-крестоносцев и в их числе христианского короля Сирии Люзиньяна, неожиданно оказавшегося его отцом и отцом Заиры. Оросман, не зная о том, что Нерестан родной брат Заиры, подозревает ее в измене. Из ревности он убивает Заиру, но, убедившись в том, что она невинна, кончает жизнь самоубийством. Подлинной причиной катастрофы является фанатизм христиан, стремящихся всячески помешать браку Заиры с Оросманом. Мусульманин Оросман нарисован Вольтером с большой симпатией, он гораздо человечнее фанатиков-христиан. Трагедия проникнута духом веротерпимости и ненависти к религиозному фанатизму.

Кандид, или Оптимизм (Candide ou l'Optimisme. 1759)

— самая известная из философских повестей Вольтера. Великий сатирик с необычайной язвительностью разоблачает в ней несостоятельность теорий о «предустановленной гармонии» и «божественном промысле». Кандид, простодушный юноша, изгнанный из замка барона за нескромное поведение по отношению к дочери барона Кунигунде; учитель Кандида Панглосс, философствующий глупец, проповедник теорий оптимизма и гармонии, и другие действующие лица путешествуют по разным странам. Это служит автору поводом для блестящих и беспощадных разоблачений варварства феодального общества, войн, ведущихся в интересах королей и приносящих бедствия народу, нравов духовенства и высшего света. Вольтер заставляет своего героя посетить утопическую страну Эльдорадо, воплотившую общественные идеалы автора. Это страна изобилия, процветания науки и искусств, не знающая духовенства и религиозных распрей, построенная на разумных основах и созидательном труде. В «Кандиде», как это присуще философским повестям Вольтера, авантюрный сюжет соединен с ярко выраженной философской тенденцией. Ситуации и образы произведения в известной мере условны и призваны в первую очередь проиллюстрировать тот или иной философский тезис автора.

Простодушный (L'ingénu. 1767)

— философская повесть, в которой Вольтер резко критикует французские нравы и порядки устами чужеземца. Герой повести, молодой индеец, сталкивается со всеми пороками абсолютистской Франции, с самыми дурными проявлениями той «цивилизации», от которой был до тех пор так далек. Сначала Простак попадает в комическое положение из-за своей наивности, но в дальнейшем его столкновения с «цивилизованным» обществом становятся серьезнее и острее. Бесправие, деспотизм, религиозная нетерпимость настолько возмущают его, что он превращается в их обличителя. За неосторожно оброненное слово правды его заключают в Бастилию. Его возлюбленная помогает ему освободиться, жертвуя для этого честью, и умирает от стыда и отчаяния. После ее гибели индеец становится офицером королевской армии. Несмотря на примиряющую концовку, в этой повести социальная критика Вольтера достигает наибольшей остроты.

Произведения

Орлеанская девственница; Магомет; Философские повести / Вступ. ст. С. Артамонова. — М.: Худож. лит., 1971. — 718 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Стихи и проза / Сост., вступ. ст. и пер. стихов М. Кудинова. — М.: Моск. рабочий, 1987,— 380 с.; Философские повести / Вступ. ст. А.Михайлова. — М.: Худож. лит., 1978. — 501 с. Romans et contes philosophiques. — M.: Progrès, 1964. — 397 p.; Romans et contes / Chronologie, préf. et notes par R. Pomeau. — Paris: Garnier-Flammarion, 1966. — 702 p.; Zaïre / Avec une notice biogr., une notice hist. et litt. par J. Guntzberger. — Paris: Larousse, 1938. — 106 p.

Литература

Акимова A.A. Вольтер — M.: Мол. гвардия, 1970. — 447 с. — (Жизнь замечат. людей); Вольтер: Статьи и материалы / Под ред. М.П.Алексеева. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1947. — 224 с.;

Вольтер в России: Библиогр. указ. 1735—1995; Русские писатели о Вольтере / Под общ. ред. В.Т.Данченко, Ю. Г.Фридштейна; Вступ. статьи П. Р. Заборова, Ю. Г.Фридштейна; Отв. ред. А.Д.Михайлов. — М.: Рудомино, 1995. — 392 с.; Державин К.Вольтер. — М.: Изд-во АН СССР, 1946. — 481 с.; Сигал Н.Вольтер, 1694-1778.- М.; Л.: Искусство, 1959.- 150 с. Bellessort A. Essai sur Voltaire. — Paris: Perrin, 1950. — 389 p.; Charpentier J. Voltaire. — Paris: Tallandier, 1955. — 318 p.; Orieux J. Voltaire ou La royauté de l'esprit. — Paris: Flammarion, 1978. — 827 p.; Van Den Heuvel J. Voltaire dans ses contes. — Paris: Colin, 1967. — 357 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV