ПЬЕР ОГЮСТЕН KAPOH БОМАРШЕ (PIERRE-AUGUSTIN CARON BEAUMARCHAIS (1732-1799)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— автор бессмертных комедий, выходец из третьего сословия. Жизнь Бомарше богата приключениями, взлетами и падениями. Начав по семейной традиции с профессии часовщика, музыкально одаренный Бомарше стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV и, пользуясь положением при дворе, пустился в смелые финансовые операции. После смерти его покровителя и компаньона, крупного финансиста, наследники последнего вовлекли Бомарше в судебный процесс.

В выпущенных в 1773—1774 гг. «Мемуарах» Бомарше с блеском и смелой откровенностью разоблачил французское судопроизводство, закулисные интриги парламента. «Мемуары» принадлежат к лучшим образцам памфлетной литературы предреволюционных лет. Книга сразу же создала автору огромную популярность в различных кругах общества. Бомарше выполнял многочисленные дипломатические поручения, в частности, с согласия короля организовал поставку оружия американским инсургентам. В конце 1760-х гг. начали появляться пьесы Бомарше. Его слезные драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770) не имели успеха. Славу принесли ему две комедии из трилогии о Фигаро: «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Сыгравший своим творчеством немалую роль в идейной подготовке Французской революции 1789 г., Бомарше принял ее с опаской, однако продолжал общественную деятельность. После отъезда за границу с целью организовать поставку оружия для Франции он был ошибочно объявлен эмигрантом и смог вернуться на родину только во время Директории, в 1796 г.

Севильский цирюльник (Le barbier de Seville. 1775)

— комедия, где впервые появляется образ Фигаро — ловкого, способного, энергичного, полного остроумия и здравого смысла человека третьего сословия, испробовавшего разнообразные профессии. В «Севильском цирюльнике» он еще старательный слуга графа Альмавивы, помогающий ему посредством забавных и хитроумных уловок отвоевать молодую красавицу Розину у опекуна, старого доктора Бартоло, собиравшегося жениться на ней. Но уже в этой брызжущей весельем и остроумием комедии выступает и другой облик Фигаро — героя нового времени, понимающего всю искусственность привилегий, которые дает знатное происхождение, и готового помериться силами с аристократией. Розина, девушка из буржуазной среды, обнаруживает упорство и ловкость в достижении своих целей. На сюжет комедии Бомарше написана опера Россини «Севильский цирюльник».

Женитьба Фигаро (La folle journée ou Le mariage de Figaro. 1784)

— вершина творчества Бомарше. Наполеон назвал комедию «революцией в действии», а Людовик XVI несколько лет не допускал ее на сцену. Фигаро, смотритель замка и камердинер графа Альмавивы, и невеста Фигаро Сюзанна, горничная графини Розины, выходят победителями из упорной борьбы с распущенным и эгоистичным графом. Ряд занятных комедийных интриг и недоразумений делают пьесу необычайно динамичной, жизнерадостной, полной задорного веселья. Но особый блеск придают ей смелые, эффектные нападки Фигаро на дворянские привилегии, на законы, защищающие права господ, на произвол вельмож. После первого же представления отдельные реплики из пьесы превратились в пословицы и поговорки, а «Женитьба Фигаро» стала любимейшим и популярнейшим спектаклем французского демократического зрителя. На сюжет комедии написана одноименная опера Моцарта.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. С.Д. Артамонова. — М.: Худож. лит., 1966; Драматические произведения; Мемуары / Пер. Н.Любимова, Л. Зониной; Вступ. ст. и примеч. Л.Зониной. — М.: Худож. лит., 1971. — 541 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Théâtre complet. — Paris: Le club français du livre, 1956. — XVII, 730 p.

Литература

Артамонов С. Бомарше: Очерк жизни и творчества. — М.: Гослитиздат, 1960. — 255 с.; Грандель Ф. Бомарше / Пер. Л.Зониной и Л.Лунгиной; Предисл. С.Козлова. — 2-е изд. — М.: Книга, 1985. — 396 с.; Лещинская Г. И. П. О. Карон де Бомарше: Биобиблиогр. указ. /Сост. и вступ. ст. Г. И.Лещинской. — М.: Книга, 1980. — 167 с.; Финкельштейн Е. Пьер Огюстен Бомарше (1732—1799). — М.; Л.: Искусство, 1957.- 127 с. Descotes M. Les grands rôles du théâtre de Beaumarchais. — Paris: Presses univ. de France, 1974. — 250 p.; Pomeau R. Beaumarchais ou La bizarre destinée. — Paris: PUF, 1987. — 227 p.; Scherer J. La dramaturgie de Beaumarchais. — Paris: Nizet, 1954. — 258 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV