ЭВАРИСТ ДЕЗИРЕ ДЕ ФОРЖ ПАРНИ (EVARISTE DÉSIRÉ DE FORGES PARNY. 1753-1814)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— поэт, уроженец о-ва Бурбон (ныне Реюньон). Его первое произведение «Послание к восставшим в Бостоне» (1777) посвящено североамериканским борцам за независимость. Сборник элегий «Эротические стихотворения», вышедший в 1778 г., отмечен непосредственностью лирического чувства, что не было характерно для поэзии XVIII в. Еще ярче это проявилось в сборнике 1779 г. «Поэтические безделки», где Парни, сохраняя лучшие черты стиля французского классицизма — ясность мысли, четкость, афористичность, — одухотворил свою поэзию подлинностью чувств. «Нежный Парни» был одним из любимых французских поэтов юного Пушкина.

Война богов (La guerre des dieux. 1799)

— ироикомическая поэма в десяти песнях, полемическое произведение, проникнутое антикатолическим духом Великой французской революции. Поэма написана легким и гибким десятисложным стихом с нерегулярными рифмами. Каждой песне предпослано развернутое заглавие, в котором излагается краткое содержание песни. Как и Вольтер в «Орлеанской девственнице», Парни старался охватить как можно больше проблем — философских, нравственных и религиозных. Предмет пародирования — Библия. В поэме противоборствуют два начала: античное язычество и христианство. Поэтическая система построена на контрастах. Есть и контраст другого рода — между фривольными, изящно-галантными, иногда даже вульгарно-непристойными эпизодами и вполне серьезными, философски аргументированными размышлениями о религии, политике, нравственности. В Первой песне Юпитер называет христианскую религию религией рабов, а Христа — лучшим союзником власть имущих. Парни неоднократно возвращается к теме обличения реакционности христианства, но и его эстетическая сторона волнует поэта: радость жизни, свойственную античному миру, сменило чувство унылой обреченности. Общая пародийная интонация — а Парни пародирует гомеровские поэмы и католические молитвы, псалмы, жития святых и Апокалипсис — должна убедить читателя в том, что идеи христианской религии не могут питать живое искусство. Устами Гавриила Парни рассказывает о преступлениях, которые будут совершены именем Христа. Повествуется об испанской инквизиции, о крестовых походах, об истреблении евреев, о Варфоломеевской ночи, об Александре Борджиа. Эта немаловажная для понимания поэмы часть заканчивается разговором между Богом-отцом, Святым духом и Христом. Парни заставляет читателя прочувствовать контраст: наука и вера, знание и невежество. В эпилоге поэмы автор говорит о том, что прежние христианские церкви превращены в храмы нового божества — Разума, а вместе с этим наступило царство Вельзевула, принявшего обличие свободы.

Произведения

Война богов: Поэма в 10 песнях с эпилогом / Пер. и коммент. В.Г. Дмитриева. — Л.: Наука, 1970. — 243 с. — (Лит. памятники). La guerre des dieux; Le paradis perdu. — Paris: Libr. de la bibl. Nationale, 1889. — 192 p.

Литература Barquissau R. Les poètes créoles du XVIII-e siècle: Parny, Berlin, Léonard. — Paris: J.Vigneau, 1949. — 251 p.; Sainte-Beuve C.-A. Portraits contemporains. — Paris, 1882, Sainte-Beuve C.-A., t.4, p. 427—470.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV