ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ ШАТОБРИАН (FRANÇOIS RENÉ DE CHATEAUBRIAND. 1768-1848)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— младший сын в аристократической семье, служил офицером, а в 1791 г. отправился в Америку. Узнав об аресте Людовика XVI, Шатобриан возвратился во Францию, чтобы выступить против республики на стороне роялистов. После поражения армии роялистов под Тионвилем, где он был ранен, Шатобриан некоторое время скитался по Бельгии и наконец добрался до Лондона. Здесь в поисках средств к существованию он впервые профессионально занялся литературным трудом. В 1797 г. увидел свет «Исторический, политический и моральный опыт о древних и новых революциях, рассмотренных в их отношении к Французской революции», сочинение противоречивое, в котором Шатобриан выступает, с одной стороны, как наследник просветителей XVIII в., прославляя естественного человека, с другой — как скептик и пессимист, который, окинув взглядом многовековую историю человечества, убеждается, что Французская революция подтверждает бесплодность идеи общественного прогресса. В 1800 г. Шатобриан вернулся во Францию, а в 1802 г. вышел начатый им еще в Лондоне трактат «Гений христианства, или Красоты христианской религии». Цель Шатобриана не столько доказать истинность католической религии, сколько показать ее красоту, поскольку для него христианство — источник художественной культуры нового времени. Произведение, направленное против просветительского культа разума, явилось первым блестящим манифестом романтизма. Смутные порывы страстей и фантазии, вдохновенные и величественные картины природы, культ средних веков, восхищение готикой, интерес к национальной истории и фольклору и к литературам других стран, характерные для творчества романтиков, — все это уже есть в трактате Шатобриана. В состав «Гения христианства» вошли две повести — «Атала, или Любовь двух дикарей» (вышла отдельным изданием в 1801 г.) и «Рене, или Следствия страстей», которые должны были иллюстрировать теоретические положения трактата. Но реальное содержание повестей оказалось богаче исходных теоретических посылок: «Атала» — это апофеоз возвышенной и самоотверженной любви, органически сливающейся с грандиозной и многокрасочной природой Америки, а «Рене» — исповедь человека послереволюционной поры, утратившего связь с прошлым и не нашедшего себе места в новом обществе. В 1809 г. Шатобриан издал «христианскую эпопею» «Мученики», основная задача которой заключалась в том, чтобы показать конец античности и начало новых времен, грандиозный перелом в истории культуры, который Шатобриан понимал прежде всего как гибель язычества и утверждение христианства. После опубликования в 1811 г. «Путешествия из Парижа в Иерусалим» Шатобриан почти полностью прекратил литературную деятельность и целиком отдался политике, до конца сохраняя верность монархическим принципам. Он занимался литературной критикой (в 1836 г. вышел его «Опыт об английской литературе») и журналистикой, возглавляя с 1818 г. до 1820 г. орган роялистов «Консерватор». В 1826 г. увидела свет «История последнего из Абенсераджей» — повесть о любви араба к испанке, которых разделяет вера и давняя вражда предков. И лишь после смерти Шатобриана началась публикация (1848—1850 гг.) лучшего его создания — «Замогильных записок». Это не столько мемуары, сколько дневник и исповедь, попытка понять свое время, а главное, самого себя. Он пишет не эпопею своего времени, а эпопею Шатобриана — поэта, путешественника, историка, солдата, политического деятеля. Обостренный индивидуализм и порывы страстей, чуткое восприятие истории и тонкий психологизм в сочетании с новым стилем, цветистым, сочным и зыбким, делают «Замогильные записки» подлинно романтическим произведением, которое не было оценено по достоинству современниками лишь потому, что увидело свет, когда романтизм был уже на исходе и уступал место реализму. Шатобриан не создал литературной школы, но его творчество и его личность оказали огромное влияние на современников и на писателей-романтиков.

Рене (René. 1805)

— первое произведение о «болезни века», поразившей многих представителей послереволюционного поколения. Герой повести, молодой француз Рене, гонимый страстями и несчастьями, приезжает в 1725 г. в Луизиану, затем поднимается по Миссисипи до земель натчезов и просит принять его в воины этого племени. В центре повествования — рассказ Рене о своей жизни и, прежде всего, о своих мыслях и чувствах. Природа и люди составляют только повод для размышлений героя, человека с мятежным сердцем и пылким воображением, исполненного сознанием собственной исключительности, неудовлетворенного и разочарованного. Психология Рене — психология человека, пережившего революцию, хотя действие повести отнесено к началу XVIII в. Старый мир разрушен, а в новом Рене не находит себе места, замыкается в высокомерном одиночестве и презрении к обществу, страдая в то же время от неприкаянности и бездействия. Трагедия Рене — это трагедия индивидуализма.

Произведения

Атала / Пер. Э.Линецкой. — В кн.: Французская романтическая повесть, Л., 1982, с. 19—76; Замогильные записки / Пер. О. Э. Гринберг и В. А. Мильчиной; Вступ. ст. и примеч. В. А. Мильчиной. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. — 736 с.; Рене; Последний из Абенсераджей. — В кн.: Французская новелла XIX века, М.; Л., 1959. т. 1, с. 5—60. Atala; René / Chronologie et préf. par P. Reboul. — Paris: Garnier-Flammarion, 1966. — 176 p.; Mémoires d'Outre-Tombe: En 4 vol. / Éd. établie par M. Levaillant. — Paris: Flammarion, 1964; «René» de Chateaubriand: Un nouveau roman / Éd. du texte intégral et étude par P. Barbéris. — Paris: Larousse, 1973.- 255 p.

Литература

Моруа А. Шатобриан. «Замогильные записки». — В кн.: Моруа А. Литературные портреты, М., 1970, с. 87—105; Обломиевский Д.Д. Шатобриан-романтик. — В кн.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм, М., 1947, с. 19—42. Guillemin H. L'Homme des «Mémoires d'Outre-tombe». — Paris: Gallimard, 1965. — 332 p.; Maurois A. René ou La vie de Chateaubriand. — Paris: Grasset, 1956. — 494 p.; Moreau P. Chateaubriand: L'homme et l'oeuvre. — Paris: Hatier-Boivin, 1956. — 207 p.; Ormesson J. d'. Mon dernier rêve sera pour vous: Une biographie sentimentale de Chateaubriand. — Paris: Lattes, 1982. — 444 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV