Наши партнеры

Avto-vikyp.ru - Срочный выкуп авто в москве на www.avto-vikyp.ru.

ПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ (PIERRE JEAN BÉRANGER. 1780-1857)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— поэт-песенник, народный писатель Франции. Популярность поэта в демократических кругах его страны и за пределами Франции всегда была огромна. Выходец из мелкобуржуазной семьи, Беранже переменил ряд профессий, прежде чем всерьез заняться литературой: он был учеником ювелира, часовщиком, учителем, библиотекарем. Беранже вырос в атмосфере Французской революции и очень рано проникся ненавистью к аристократии и горячей симпатией к народной франции. После ранних песен о любви и дружеских пирушках Беранже обращается к социально-политической поэзии. Песня «Король Ивето» была началом нового этапа его творчества. Особой смелостью и остротой отличаются песни Беранже, написанные в эпоху Реставрации. Он обрушивается в них главным образом на реакционную Церковь, дворянство, темную агентуру Бурбонов («Миссионеры», «Смерть Сатаны», «Маркиз де Карабас», «Белая кокарда», «Господин Искариотов»). Беранже создал ряд разоблачительных стихов о Карле X, неоднократно подвергавшем поэта тюремному заключению и штрафу («Прощайте, песни», «Масленица», «1829 г.», «Красный человек», «Кардинал и песенник»). Мастерски сделаны стихи, посвященные Наполеону, который в годы Реставрации представлялся поэту «народным» императором («Старый капрал», «Народная память»). Изящные и жизнерадостные стихи о чувствах простых людей, об их независимости, бескорыстной любви и непринужденном веселье являются выражением демократических симпатий поэта («Советы Лизы», «Чердак», «Новый фрак», «Нет, это не Лизетта»). О песнях Беранже Ламартин сказал, что они «были теми патронами, которыми народ стрелял в июльские дни». Беранже был непосредственным участником революционных событий 1830 г. После революции он разоблачает в своих стихотворениях монархию Луи Филиппа, ее министров, банкиров («Друзьям министрам», «Бонди», «Деньги», «Золото»). Свои утопические идеалы Беранже выразил в стихотворении «Безумцы». Песни Беранже просты, но не упрошены, они изящны, их образы четки и выразительны, а многие из повторяющихся после каждого куплета рефренов стали крылатыми фразами.

Произведения

Сочинения / Сост., ред., вступ. ст. и коммент. Ю.И.Данилина. — М.: Гослитиздат, 1957. — 639 с.; Избранное / Сост. Е. Е. Евгеньев; Предисл. и примеч. Ю.И.Данилина. — М.: Правда, 1979. — 591 с.; Беранже П. Ж. Песни; Барбье О. Стихотворения; Дюпон П. Песни / Сост., вступ. ст. и примеч. С. Брахман. — М.: Худож. лит., 1976. — 542 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 2 t. — Paris: Aujourd'hui, 1984; Oeuvres choisies / Сост. и предисл. З.А. Старицыной; Коммент. С. И. Великовского. — 2 éd. — M.: Progrès, 1980. — 420 р.

Литература

Данилин Ю. Беранже и его песни: Крит.-биогр. очерк. — М.: Худож. лит., 1973. — 351 с.; Добролюбов Н.А. Песни Беранже. — В кн.: Добролюбов Н.А. Литературная критика, М., 1961, с.231—247; Муравьева Н. Беранже. — М.: Мол. гвардия, 1965. — 317 с. — (Жизнь замечат. людей); Старицына З.А. Беранже в России. XIX в. — М.: Высш. школа, 1969. — 198 с. Béranger et son temps / Introd., comment, et notes explicatives par P. Brochon. — Paris: Éd. sociales, 1956.- 176 p.; Touchard J. La gloire de Béranger: En 2 t. — Paris: Colin, 1968.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV