Наши партнеры

Sale of inflatable products
Беспроцентные кредиты

СТЕНДАЛЬ (STENDHAL. 1783-1842)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Анри Бейля, одного из величайших мастеров французской прозы, современника бурных событий Великой французской революции, Реставрации, революции 1830 г. В его автобиографических произведениях «Жизнь Анри Брюлара» (изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (1832) отражены глубокие расхождения молодого революционно и антиклерикально настроенного Стендаля с его консервативной семьей (он был сыном богатого нотариуса из Гренобля). Поступив после окончания школы в военное министерство, Стендаль участвовал во многих военных походах Наполеона, в том числе и в Россию. После Реставрации, не желая оставаться в монархической Франции Бурбонов, Стендаль несколько лет жил в Италии, где установил связи с руководителями национально-освободительного движения карбонариев. Вызвав этим недовольство властей, он возвратился во Францию, но после революции 1830 г. снова уехал в Италию, в качестве консула, сначала в Триест, а затем в г. Чивитавеккья. Творчество писателя отличается тонкостью психологического анализа, постановкой больших социальных проблем. В произведениях Стендаля видны аналитический ум, горячий темперамент и проницательность. Писатель трудной творческой биографии, Стендаль начал свой путь с ряда публицистических работ, книг об искусстве, в том числе эстетического трактата «Расин и Шекспир» (1823—1825). Только после этого он приступил к созданию художественных произведений. Его перу принадлежат романы: «Арманс» (1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839). Посмертно были изданы «Люсьен Левен» (изд. 1855) и «Ламьель» (изд. 1889). Познакомившись со старыми итальянскими рукописями XVI—XVII вв., Стендаль обработал ряд эпизодов из них для своих «Итальянских хроник» (изд. 1855). Любовь к смертельной опасности, способность к жестокой вражде, необузданность желаний, мужество и твердость духа — все это интересует Стендаля как характерные качества человека эпохи Возрождения. Заслужив при жизни признание немногих, Стендаль был заново «открыт» во второй половине XIX в.

Ванина Ванини (Vanina Vanini. 1829)

— новелла, в которой Стендаль с обычной для него сдержанностью и кажущейся холодностью рассказывает трагическую историю любви молодого карбонария Пьетро Миссирилли и римской аристократки Ванины Ванини. Бежавший из тюрьмы и раненый Пьетро нашел тайный приют в доме отца Ванины, известного римского банкира. Ванина и Пьетро страстно полюбили друг друга. Но Пьетро жертвует личным счастьем ради служения родине и возвращается к опасной политической борьбе. Чтобы сохранить Пьетро для себя, Ванина предает руководимую им группу карбонариев. Пьетро, не зная о предательстве Ванины, сам отдается в руки полиции, желая разделить участь своих товарищей. Ванина совершает ряд смелых поступков, чтобы спасти жизнь возлюбленного, но Пьетро, возмущенный предательством Ванины, отвергает ее любовь. Единственной целью его жизни становится борьба за свободу родины.

Красное и черное (Le rouge et le noir. 1830)

— роман, повествующий о жизненном пути Жюльена Сореля — талантливого выходца из крестьянской семьи, движимого желанием найти применение своим способностям и энергии. Однако буржуазно-аристократическое общество эпохи Реставрации, лицемерное и замкнутое в своей кастовости, не только обрекает на гибель мечты и самоё жизнь Жюльена, но и развивает в нем холодно-расчетливое и в то же время страстное честолюбие и эгоизм. Герой — сначала воспитатель детей в провинциальной дворянской семье мэра города Верьера и любовник его жены, госпожи Реналь, затем — семинарист, рассчитывающий сделать духовную карьеру, и наконец — секретарь в семье маркиза де ла Моль в Париже и любовник его дочери Матильды. Мечтая о политической карьере, Жюльен собирается жениться на Матильде, но его планы срываются из-за разоблачительного письма госпожи Реналь. За попытку убить госпожу Реналь его судят и отправляют на гильотину. На широчайшем социальном фоне романа с необычайной наглядностью показаны беспринципный карьеризм и погоня за обогащением дворянства и буржуазии (верхушка города Верьера), темные махинации политических интриганов и заговорщиков (роялистский салон де ла Моля), вырождение аристократии. Со свойственной Стендалю остротой и тонкостью проанализировано развитие характера Сореля, показано, как его формирование обусловлено общественной атмосферой эпохи Реставрации.

Пармская обитель (La chartreuse de Parme. 1839)

— роман, герой которого Фабрицио дель Донго, сын консервативно настроенного итальянского аристократа, мечтает о славе. Увлеченный идеями Французской революции, страстный поклонник Наполеона, он бежит во Францию, чтобы сражаться на стороне императора после его возвращения, с острова Эльбы. Он оказывается свидетелем битвы при Ватерлоо и, убедившись в крушении надежд на торжество своего кумира, возвращается в Италию, где, отвергнутый отцом, живет в Парме у своей тетки Джины, умной, энергичной и пылкой женщины. Благодаря ее влиянию Фабрицио принят при дворе, однако его либеральные симпатии вызывают подозрение, а юношеская порывистость и несдержанность вовлекают его в неприятные ситуации. За случайное убийство его заключают в тюрьму, пребывание в которой скрашивается для него возможностью видеть из окна Клелию, дочь коменданта крепости. Джина организует побег Фабрицио, затем при помощи карбонария Ферранте Паллы, который отравляет герцога Эрнеста III, ей удается избавить Парму от тирана. Фабрицио может вернуться в город, но жизнь потеряла для него всякую привлекательность, поскольку Клелия по воле отца должна была выйти замуж за другого. Фабрицио принимает духовный сан, становится модным проповедником, вновь на мгновение обретает и вскоре теряет Клелию, после чего навсегда удаляется в Пармскую обитель.

Произведения

Собрание сочинений: В 12 т. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова. — М.: Правда, 1978; Красное и черное / Пер. С.Боброва и М.Богословской; Вступ. ст. С. Великовского. — М.: Худож. лит., 1969. — 543 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres: En 3 vol. — Paris: Gallimard, 1956; La chartreuse de Parme / Предисл. М. Елизаровой. — M.: Ed. en langues étrang., 1953. — 543 p.; Le rouge et le noir: Chronique de XIX-е siècle. — M.: Ed. en langues étrang., 1958. — 602 p.

Литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад: Пер. с франц. / Послесл. и коммент. Я. Богданова. — М.: Прогресс, 1985. — 283 с.; Виноградов А. Стендаль и его время. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1960. — 366 с. — (Жизнь замечат. людей); Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. — М.; Л., Гослитиздат, 1960. — 433 с.; Реизов Б.Г.Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. — Л.: Наука, 1974. — 371 с.; Реизов Б.Г.Стендаль: Художественное творчество. — Л.: Худож. лит., 1978. — 407 с.; Фрид Я.Стендаль: Очерк жизни и творчества. — 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Худож. лит., 1969. — 416 с. Aragon L. Stendhal. — In: Aragon L. La lumière de Stendhal, Paris, 1954, p. 9—161; Del Litto V. La vie de Stendhal. — Paris: Éd. du Sud-Michel, 1965. — 349 p.; Martineau Н. L'oeuvre de Stendhal. — Paris: Albin Michel, 1966. — 580 p.; Rude E. Stendhal et la pensée de son temps. — Paris: Plon, 1967. — 318 p.

Вернуться к оглавлению