OHOPE ДЕ БАЛЬЗАК (HONORÉ DE BALZAC. 1799-1850)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель, творчество которого явилось важной вехой в истории мировой литературы. Специфика бальзаковского реализма — в воссоздании широчайшей целостной картины эпохи и беспощадном раскрытии внутреннего антагонизма общества. Бальзак родился в провинции в семье чиновника. В 1814 г. вместе с семьей он переезжает в Париж, где изучает право и служит писцом у нотариуса. Литературный успех приходит к нему не сразу. Его многочисленные ранние романы, написанные ради заработка и печатавшиеся под псевдонимами, прошли незамеченными. Обратил на себя внимание лишь исторический роман «Шуаны» (1829). Нуждаясь в деньгах, Бальзак пускался в различные коммерческие предприятия, неизменно кончавшиеся крахом. Вся жизнь писателя, уже имевшего большое литературное имя, была постоянной борьбой с нуждой и долгами, непрерывным напряженным литературным трудом. Настоящую известность принесла Бальзаку публикация сборника повестей «Сцены частной жизни» (1830), за которым последовали другие произведения, впоследствии объединенные писателем в многотомную эпопею под общим названием «Человеческая комедия». В «Человеческой комедии», включающей около ста произведений, наблюдательный художник и талантливый мастер создал грандиозную галерею — около двух тысяч образов представителей всех слоев французского общества — от обреченной на гибель аристократической верхушки до крестьянства. Несмотря на то что Бальзак был монархистом по политическим взглядам (он надеялся, в частности, что монархический режим обуздает хищников-банкиров), он признавал роль революционных преобразований и приветствовал буржуазную республику.

Гобсек (Gobseck. 1830)

— повесть, в которой выведен образ умного и властного ростовщика, миллионера, ютящегося в темной каморке, чуть ли не голодающего, пренебрегающего благами, которые могли бы дать накопленные деньги. Гобсек становится в этой повести воплощением страсти к накопительству как таковому, стремления к власти, которую дает золото. Гобсек называет себя молчаливым и невидимым властителем. По его словам, он подобен Богу, потому что умеет читать в сердцах людей. Гобсек держит в руках судьбы самых блистательных аристократов Парижа, грязные тайны которых раскрываются в его убогой каморке, куда приносят в заклад фамильные драгоценности, чтобы покрыть карточные проигрыши любовников или растраты. Золото Гобсека заставляет умолкнуть материнские чувства, принуждает людей расставаться с понятиями чести и человеческого достоинства.

Шагреневая кожа (La peau de chagrin. 1831)

— философский роман, облеченный в фантастическую форму. Рафаэль, молодой человек из обедневшей дворянской семьи, пытается честным путем пробиться в жизни. Он мечтает о деятельности ученого, нищенствует во имя бескорыстных идеалов, но, подавленный неодолимыми препятствиями, окруженный равнодушием, становится циничным охотником за деньгами. Попав в безвыходное положение, Рафаэль собирается покончить с собой, но волшебная шагреневая кожа, обладателем которой он стал, дает ему возможность исполнения всех желаний. Правда, как только совершается очередное желание, она сокращается и тем самым приближает его к смерти. Эгоизм Рафаэля, стремление к низменным наслаждениям приводят опустошенного и больного юношу к ранней гибели.

Неведомый шедевр (Le chef-d'oeuvre inconnu. 1831)

— повесть, в которой Бальзак выразил основные принципы своей эстетики. Действие повести разворачивается в Париже в начале XVII в. Наряду с реально существовавшими лицами, фламандским живописцем Пробусом-младшим и тогда еще начинающим художником Никола Пуссеном, в ней фигурирует вымышленный герой — старый художник Френхофер. Трагедию этого замечательного мастера, его гибель как художника Бальзак объясняет стремлением к «чистому мастерству», к совершенной, но оторванной от реального жизненного содержания форме.

Евгения Гранде (Eugénie Grandet. 1833)

— роман, в котором Бальзак создал классический тип скупца в мировой литературе — старика Гранде. Его дочь Евгения — один из самых обаятельных женских образов писателя. Называя себя простым бочаром, хитрый старик является обладателем огромных богатств, которые радуют его «сами по себе», так как вся жизнь Гранде и его семьи до крайности аскетична. Своим бессердечием и жестокостью он доводит до смерти жену, разбивает счастье единственной дочери, тираня ее за нерасчетливую любовь к бедному кузену Шарлю. Гранде умирает, до последней минуты не выпуская золото из рук. Евгения остается наследницей миллионов. Забытая разбогатевшим Шарлем, она с отчаяния выходит замуж за нелюбимого ею провинциального чиновника.

Отец Горио (Le père Goriot. 1834)

— роман, где с особой глубиной и художественной силой раскрыта бесчеловечность отношений в буржуазном обществе. Бальзак рассказывает трагическую историю старика Горио — в прошлом мелкого торговца, а затем обладателя большого состояния. Он доведен до нищеты обожаемыми им дочерьми, которые благодаря его капиталам стали блестящими великосветскими дамами, развратными и расточительными. Горио умирает в одиночестве в жалкой каморке третьесортного пансиона. Наряду с Горио в романе появляются два героя, которые затем неоднократно будут фигурировать в других книгах «Человеческой комедии»: студент Растиньяк, идеалистически настроенный юноша, ставший затем, под влиянием аморальной атмосферы буржуазно-аристократического Парижа, холодным и бесчеловечным карьеристом (в «Отце Горио» показано только начало его морального падения), и бывший каторжник Вотрен, преступник и авантюрист, в своих философствованиях с цинической откровенностью срывающий лицемерные покровы общества, плотью от плоти которого сам он является.

Утраченные иллюзии (Illusions perdues. 1843)

— вторая часть трилогии, в которую входят «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок». История Люсьена Шардона (Рюбампре) — это рассказ о гибели романтических иллюзий в обществе, где наука, искусство, литература, журналистика продажны. Сочно и живо выписанные картины провинциальной жизни, ее аристократической и мещанской среды сменяются широкой панорамой жизни Парижа, куда в поисках литературных и светских успехов направляется начинающий писатель Люсьен. Он попадает в пеструю толпу литераторов, журналистов, издателей, антрепренеров, актеров. Самолюбивый и безвольный Люсьен пытается добиться успеха путем моральных компромиссов (предательство друга, честного ученого, торговля политическими убеждениями и т.д.). Но, запутавшись в отношениях с людьми, терпит жизненный крах. Беспринципному и продажному миру литературных и политических карьеристов противопоставлены провинциальный изобретатель, друг Люсьена Давид Сешар, и группа молодых ученых, а среди них — погибший на баррикадах республиканец Мишель Кретьен, нарисованный Бальзаком с горячей симпатией. Бальзак назвал его «великим и безвестным политическим деятелем», который «мог бы изменить лик земли».

Блеск и нищета куртизанок (Splendeurs et misères des courtisanes. 1844)

— роман со сложной интригой и большим количеством действующих лиц — представителей самых разнообразных слоев парижского общества: высшего света, уголовного мира, «полусвета». Связывая и сопоставляя высшее общество и парижское дно, Бальзак приходит к выводу, что нравы верхушки буржуазии и аристократии мало чем отличаются от нравов преступного мира. В центре романа — Люсьен Рюбампре и уголовный преступник Вотрен, выступающий под именем аббата Карлоса Эрреры и старающийся ввести Люсьена в высшее общество. Он действует методами столь же безнравственными, как и банкир Нусинген. После ряда трагических событий (самоубийство куртизанки Эстер, любовницы Люсьена, продавшей себя ради него, заключение Люсьена и Вотрена в тюрьму и т.д.) Люсьен кончает жизнь самоубийством, Вотрен же снова всплывает на поверхность, став полицейским агентом.

Крестьяне (Les paysans. 1844)

— роман, который Бальзак считал одним из важнейших своих произведений. В нем он показал распад аристократии в укрепившемся буржуазном обществе, обратившись на этот раз к сельской помещичье-крестьянской Франции. Писатель изображает борьбу отставного генерала наполеоновской армии Монкорне, владельца большого поместья, с крестьянами соседних деревень. Монкорне вынужден в конце концов продать имение. Победу торжествуют ростовщик Ригу и торговец Гобертен, бывший управляющий имением. Бальзак убедительно изображает также кризис и разорение мелких землевладельцев, которых подавляет ростовщический капитал. Миру хищников Бальзак противопоставляет старика Низрона, честного бедняка-республиканца, любимца крестьян.

Кузина Бетта (La cousine Bette. 1846)

— роман, объединенный с романом «Кузен Понс» названием «Бедные родственники» и темой людей, обойденных при распределении жизненных благ. В нем рассказана история занимающей хорошее общественное положение семьи, которая, по сути, представляет собой сборище холодных эгоистов, враждебно относящихся друг к другу, желающих друг другу несчастья и гибели, но лицемерно старающихся соблюдать внешние формы семейных отношений. Главный сюжетный конфликт романа — годами накапливаемая ненависть Бетты к богатым родственникам и осуществление ею планов мести.

Кузен Понс (Le cousin Pons. 1847)

— роман, главный герой которого — музыкант, честный и благородный труженик, страстно любящий живопись и тратящий много энергии и изобретательности на то, чтобы увеличить свое собрание старинных произведений искусства. Его богатые и высокопоставленные родственники высмеивают и всячески унижают его, не подозревая, каким сокровищем он обладает. Только когда Понс заболевает, тайна раскрывается и начинается настоящая охота за наследством. Почтенные люди вроде председателя королевского суда Камюзо не останавливаются ни перед чем, чтобы завладеть богатством одинокого Понса. И если для Понса коллекция была источником бескорыстной радости, то для его родни это лишь предмет наживы. Безнадежно больной Понс вверяет свое сокровище старому другу, который, не осознавая ценности собрания, распродает его за гроши, чтобы облегчить последние часы умирающего.

Произведения

Собрание сочинений: В 24 т. / Сост. Д. Д. Обломиевский. — М.: Правда, 1960; Собрание сочинений: В 10 т. / Под общ. ред. Н.Балашова и др.; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Худож. лит., 1982—1987; Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Аванта+, 1995; Евгения Гранде / Пер. Ф.Достоевского; Ред. и коммент. Л.Гроссмана; Вступ. ст. В. Гриба, Л.Гроссмана. — М.; Л.: Academia, 1935. — LXXVII, 309 с.; Утраченные иллюзии / Пер. Н.Яковлевой; Вступ. ст. Р. Резник. — М.: Худож. лит., 1973. — 605 с. — (Б-ка всемирн. лит.); La comédie humaine: En 4 vol. / Éd. publ. sous la dir. de P.-G. Castex. — Paris: Gallimard, 1976; Illusions perdues / Предисл. и коммент. Н.Игнатьева. — М.: Ed. en langues étrang., 1952. — XV, 711 p.; La peau de chagrin / Предисл. и коммент. И.А.Лилеевой. — 2 éd. — M.: Éd. en langues étrang., 1963. — 285 p.; Le père Goriot: Scènes de la vie privée. — M.: Éd. en langues étrang., 1959. — 291 p.; Splendeurs et misères des courtisanes. — Paris: Éd. français réunis, 1955. — 448 p.

Литература

Бальзак в воспоминаниях современников / Сост., вступ. ст. И. Лилеевой. — М.: Худож. лит., 1986. — 558 с.; Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия / Предисл. И. А. Лилеевой. — М.: Прогресс, 1967. — 647 с.; Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. — М.: Высш. школа, 1970. — 255 с.; Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. Н.Немчиновой, Я.Лесюка; Предисл. Ф.Наркирьера. — М.: Прогресс, 1968. — 638 с.; Обломиевский Д. Бальзак: Этапы творческого пути. — М.: Гослитиздат, 1961. — 590 с.; Паевская А. В., Данченко В. Т. Оноре де Бальзак: Библиогр. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз, 1830—1964 гг. / Вступ. ст. И. А. Лилеевой. — М.: Книга, 1965. — 428 с.; Реизов Б. Г. Бальзак: Сб. статей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 330 с.; Цвейг С. Бальзак / Пер. А. Голембы; Предисл. и коммент. Н.Муравьевой. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1962. — 494 с. — (Жизнь замечат. людей). Barbéris P. Le monde de Balzac. — Paris: Arthaud, 1973. — 603 p.; Bellesort A. Balzac et son oeuvre. — Paris: Perrin, 1946. — 373 p.; Bertault P. Balzac. — Nouv. éd. rev. et augm. — Paris: Hatier, 1966. — 234 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV