ПРОСПЕР МЕРИМЕ (PROSPER MÉRIMÉE. 1803-1870)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— мастер новеллы. Сын художника, получил прекрасное разностороннее образование. В период, предшествующий революции 1830 г., Мериме, оппозиционно настроенный по отношению к режиму Реставрации, написал ряд произведений, в которых выступил против Католической церкви и феодальной реакции. Мериме широко пользовался приемами литературной мистификации. Его «Театр Клары Гасуль» (1825) - сборник пьес, приписанный перу выдуманной испанской актрисы, а следующая книга, сборник иллирийских народных песен «Гузла» (1827), является мастерским подражанием сербскому фольклору. Мериме обращался к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) — о крестьянском восстании XIV в., и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В 1830-е гг. писатель начал разрабатывать жанр новеллы. После революции 1848 г. критическое звучание его творчества постепенно ослабевало, а со второй половины XIX в. он почти перестал писать. Творческая манера Мериме, хотя автор исследовал, как правило, мир больших человеческих страстей, внешне суховата, спокойна, строго объективна. Его проза проста и изящна, характеристики точны и лаконичны. Большой знаток и популяризатор русской литературы во Франции, Мериме перевел на французский язык ряд произведений Пушкина и Тургенева.

Хроника царствования Карла IX (Chronique du règne de Charles IX. 1829)

— роман, действие которого относится к XVI в., ко времени религиозной резни, вошедшей в историю под названием Варфоломеевской ночи (1572 г.). Мериме выступает в нем со злободневным для эпохи Реставрации разоблачением религиозного фанатизма и монархического произвола. Среди действующих лиц романа - Карл IX, Елизавета Медичи, Колиньи и др. В центре произведения — приключения молодого гугенота Бернара де Мержи, влюбленного в знатную даму Диану де Тюржи, которая, несмотря на свою приверженность католицизму, спасает ему жизнь во время вооруженного столкновения католиков и протестантов. Сражаясь с католиками, Бернар становится причиной смерти собственного брата Жоржа, презирающего всякие формы фанатизма, умного скептика, принявшего когда-то католицизм из чисто практических соображений и принужденного теперь сражаться против протестантов. Мериме с большой наглядностью, с выразительными деталями воспроизводит быт и нравы эпохи, описывает придворные богослужения, сцены охоты, дуэли. Характеризуя одинаково иронически католиков и гугенотов, Мериме скептически относится к возможности каких-либо плодотворных изменений и усовершенствований порочного общественного строя.

Новеллы

— в них Мериме обычно рисует какой-либо яркий эпизод, раскрывающий своеобразный и сильный характер героя, которого он противопоставляет мелкому и бесцветному мещанскому окружению. Большей частью автор находит таких героев среди людей близких к природе, во многом примитивных, не связанных с условностями и лицемерием цивилизованного мира. Однако экзотическая обстановка, в которой часто развертывается действие его новелл, не мешает трезвому анализу психологии героев во всей их сложности и противоречивости. Таков вождь негритянского племени Таманго («Таманго»), таков корсиканец Матео Фальконе из одноименной новеллы, убивший собственного сына за то, что тот предал полиции скрывающегося у Матео бандита, такова Кармен, героиня новеллы Мериме, положенной в основу либретто знаменитой оперы Бизе. Кармен отличается свободолюбием, которое заставляет ее после того, как она разлюбила Хосе и увлеклась тореадором, выбрать смерть, но не унизительное подчинение. Ряд новелл Мериме посвящен современной ему буржуазно-аристократической среде («Этрусская ваза»). Талант Мериме — мастера стройной композиции, логически развивающегося сюжета, простого, ясного и изящного языка — с наибольшей полнотой раскрывается именно в новеллах. Он успешно развивал и жанр фантастического страшного рассказа: «Венера Илльская», «Локис».

Произведения

Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. Н.М.Любимова; Вступ. ст. В.Дынник. — М.: Правда, 1963; Сочинения: В 3 т. — М.: Терра, 1995; Письма к незнакомке / Изд. подгот. Н.Н.Кудрявцева, А.Д.Михайлов. — М.: Наука, 1991. — 414 с. — (Лит. памятники); Хроника царствования Карла IX; Новеллы / Вступ. ст. Ю. Б. Виппера. — М.: Худож. лит., 1968. — 733 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 6 vol. / Publ. sous la dir. de P. Trahars. — Paris: Champion, 1927—1930; Nouvelles / Сост. и авт. предисл. Ю. Б. Виппер. — М.: Progrès, 1976. — 616 р.

Литература

Арагон Л. Проспер Мериме. — Собр. соч.: В 11 т., М., 1961, т. 10, с. 309—333; Дынник В. Повествовательная проза Мериме и поиски положительного героя. — В кн.: Писатель и жизнь, М., 1967, вып. 4, с. 133—167; Паевская А. В., Данченко В. Т. Проспер Мериме: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз., 1828—1967. — М.: Книга, 1968. — 255 с.; Фрестье Ж. Проспер Мериме: Пер. с франц. / Предисл. А.Д.Михайлова. — М.: Радуга, 1987. — 311 с. Baschet R. Mérimée. — Paris: Nouv. éd. latines, 1959. — 285 p.; Billy A. Mérimée. — Paris: Flammarion, 1959. — 365 p.; Léon P. Mérimée et son temps. — Paris: Presses univ. de France, 1962. — 488 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV