ЖОРЖ САНД (GEORGE SAND. 1804-1876)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— псевдоним Авроры Дюпен-Дюдеван. Дочь дворянина и белошвейки, Ж. Санд получила воспитание в имении бабушки-аристократки и в католическом монастыре, рано была выдана замуж. Порвав с мужем, она переехала в Париж, где началась ее многолетняя литературная деятельность. Начав с романов в защиту прав женщины в буржуазной семье, Ж. Санд в конце 1830-х и в 1840-х предреволюционных годах стала журналисткой, видной общественной деятельницей, разделявшей левореспубликанские взгляды, автором ряда социальных романов. Ее увлекли идеи утопического социализма, Ж. Санд приняла участие в революции 1848 г. В последние годы писательница отдалилась от общественной жизни. Носители идеи — положительные герои у Ж. Санд часто идеализированы, конфликты разрешаются иной раз искусственно, планы преобразования общества оказываются утопичными. Несмотря на это, ее творчество, вдохновленное искренними идеями борьбы против социальной несправедливости, за свободу и счастье человека, пользовалось популярностью; интерес к книгам Жорж Санд проявляла в XIX столетии и русская общественность.

Индиана (Indiana. 1832)

— роман, в котором Ж. Санд ставит вопрос о праве женщины на подлинное, не связанное с расчетами и сословными интересами чувство. Ж. Санд протестует, как она сама заявляет в одном из предисловий к роману, против тирании вообще. Героиня романа, креолка Индиана, решает оставить дом своего мужа Дельмара, деспотичного, ограниченного и грубого человека, занятого всего больше подсчетами доходов с поместья и фабрики. Раймон, которым увлечена Индиана, — один из характерных для творчества Ж. Санд образов: самовлюбленный и беспринципный фразер, играющий в либерала. Он с легкостью порывает с Индианой, испугавшись за свою репутацию в светском обществе. Положительные герои романа, Индиана и Ральф Браун, воплощают романтические идеалы писательницы. Ральф совершает добрые дела, выкупает негров-рабов, чтобы сделать их свободными; отказавшись от собственности, он хочет быть независимым от общества и зажить патриархальной, близкой к природе жизнью.

Орас (Horace. 1841)

— роман, в котором писательница пересматривает свои взгляды на индивидуалистическое бунтарство, с большой художественной силой осуждая его в образе Ораса, романтика, превратившегося в буржуа. Орас — беспринципный карьерист, прикрывающийся патетической фразой, считающий себя избранной натурой, бесплодно пробующий силы в литературе и политике. Тщеславный и эгоистичный, падкий до внешних эффектов, он ораторствует в подпольных республиканских организациях, но предпочитает не участвовать в революционных битвах. И в личной жизни Орас — эгоист и самовлюбленный позер. В конце концов Орас решает жить «благоразумно» и добивается прочного положения в обществе. По сравнению с ним его товарищ Поль Арсен, художник, человек из народа, обрисованный автором с большой любовью, привлекает скромностью, подлинной действенной и героической революционностью. Образы в романе даны на фоне общественной жизни Франции 1830-х гг. В центре книги — сцены республиканского восстания 1832 г.

Консуэло (Consuelo. 1843)

— роман о молодой артистке, в котором ставится вопрос о назначении искусства и призвании художника. Действие развертывается на широком фоне жизни Венеции, Вены и Богемии XVIII в Среди многочисленных персонажей романа есть ряд известных исторических лиц (король Фридрих II, королева Мария Терезия, композитор Гайдн и др.), но основные герои вымышлены. Интрига романа увлекательна и запутана. В нем множество таинственных и искусственных ситуаций Консуэло — дочь цыганки, натура цельная и яркая. Замечательная певица, она стремится к тому, чтобы ее искусство было необходимо людям. После многих испытаний и скитаний она попадает в старинный богемский замок, где встречает близкого себе по духу графа Альберта Рудольштадтского и тайно становится его женой. Альберт тяготится виной своих предков перед народом, он хочет раздать богатства и отказаться от титула. Его образ обрисован в болезненных полумистических тонах. После мнимой смерти Альберта Консуэло покидает замок, желая сохранить верность призванию певицы.

Произведения

Собрание сочинений: В 9 т. / Под общ. ред. И.Лилеевой; Вступ. ст. Б.Реизова. — Л.: Худож. лит., 1971 — 1974; Мопра; Орас / Вступ. ст. И.Лилеевой. — М.: Худож. лит., 1974. — 572 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Consuelo: En 3 vol. — Paris: Calmann-Lévy, s. a.; Horace. — M.: Éd. en langues étrang., 1959. — 406 p.; Indiana / Avant-propos et notes de J. Fuzier. — Paris: Delmas, 1948. — VII, 813 p.

Литература

Моруа А. Жорж Санд / Пер. Е.С.Булгаковой. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1968. — 412 с. — (Жизнь замечат. людей); Трапезникова Н. С. Романтизм Жорж Санд. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. — 183 с., Трескунов М.С. Жорж Санд: Крит.-биогр. очерк. — Л.: Худож. лит., 1976. — 245 с. Karénine W. George Sand: Sa vie et ses oeuvres: En 4 vol. — Paris: Pion, 1926; Larnac I. George Sand révolutionnaire. — Paris, 1948. — 256 p.; Mallet F. George Sand. — Paris: Grasset, 1977. — 447 p.; Vermeylen P. Les idées politiques et sociales de George Sand. — Bruxelles: Ed. de l'univ. de Bruxelles, 1984. - 372 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV