Наши партнеры

water city slide
Беспроцентные кредиты

ШАРЛЬ БОДЛЕР (CHARLES BAUDELAIRE. 1821-1867)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— поэт, родился в семье выходца из крестьянской среды. Рано потерял отца, участника Великой французской революции, воспитавшего в сыне уважение к этому героическому времени. После вторичного замужества матери юный Бодлер попал в полную зависимость от отчима-генерала. Узнав об отказе Бодлера от административной карьеры и о его твердом решении стать писателем, отчим в 1841 г. отправил юношу служить в заокеанские колонии Франции. Около года Бодлер провел в экзотическом плавании по Атлантическому и Индийскому океанам. Эти впечатления оказали впоследствии влияние на поэзию Бодлера. Самовольно вернувшись в Париж, он порвал с чуждой ему по духу семьей и вошел в кружок бунтарски настроенной молодежи, эпатировавшей мещанское общество своими эксцентрическими выходками. Мать и отчим добились по суду установления пожизненной опеки над Бодлером и тем самым обрекли его на полунищенское существование. Первыми литературными трудами Бодлера были критические статьи, посвященные живописи Давида и Делакруа (1845—1846). В февральские дни 1848 г. Бодлер был захвачен общим революционным подъемом. Он участвовал в создании радикальной газеты «Общественное спасение». С оружием в руках он вышел на баррикады в решающие дни июня 1848 г. В 1851 г. он опубликовал яркую публицистически насыщенную статью в защиту рабочего поэта Пьера Дюпона. В декабре того же года он попытался принять участие в восстании, чтобы предотвратить переворот Луи Бонапарта. Разлад поэта с буржуазным обществом все усиливался, что приводило его к мрачному, пессимистическому взгляду на жизнь. Бодлер обращался к творчеству Э. По, написал о нем ряд статей и переводил его произведения. Поэзия Бодлера возникла в переходную эпоху, когда менялись исторические пути не только французской, но и всей европейской поэзии XIX—XX вв. Прочными нитями связанный своим творчеством с поздним романтизмом, Бодлер стремился к постижению тайн человеческой души и воплощению трагедий большого города. Он предвосхитил лирику декаданса со свойственными ей абсолютизацией конкретного социального зла и обожествлением самодовлеющей красоты. Поражение революции 1848 г. и особенно государственный переворот Луи Бонапарта были осмыслены поэтом как пролог к закату всей западной цивилизации. Его охватило чувство безнадежности, ужас перед захлестнувшей французское общество стихией пошлости и торжествующего мещанства. Центральным в творчестве Бодлера стал стихотворный сборник «Цветы зла» (1857), над которым он работал много лет с необыкновенной тщательностью, неоднократно переделывая и шлифуя каждую фразу, каждый ритмический ход. Заглавие сборника отразило противоречия эпохи и противоречия творчества самого поэта; оно вызывало много споров и дало пищу множеству толкований и интерпретаций. Столкновение понятий «зло» и «цветы» — противопоставление уродливого и прекрасного, отчаяния и идеала — проходит через всю книгу. Сборник чрезвычайно разнообразен по интонациям и тематике. Он включает ряд мятежных, богоборческих стихов («Отречение святого Петра», «Авель и Каин», «Литании Сатане»). В стихах «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки», «Вино тряпичников» создан образ Парижа тружеников, Парижа угнетенных, униженных и обездоленных. Ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии соединяются в сборнике с эстетизацией уродств и зла жизни, с описанием пороков и язв большого города. Сборник представляет собой насыщенное драматизмом современной поэту жизни и пронизанное эмоциональностью и лиризмом целостное произведение — значительную и сложную, противоречивую и в то же время отмеченную поразительным единством замысла и воплощения книгу стихов. Поэт с горечью рисует нравственный упадок общества, признает, что печать угасания лежит и на нем самом, пишет об этом с безжалостной откровенностью, но не смиряется с этим. Трагедию человека, который, по словам Горького, «жил во зле, добро любя», Бодлер стремится воплотить в чеканном стихе и кристально прозрачном слоге. Он «принадлежит к породе поэтов-скульпторов, — писал Луначарский, — свои стихи он высекает или кует... Мастерство здесь мужественное... Перед нами поэт, который знает, что жизнь представляет собой мрак и боль, что она сложна, полна беды. Он не видит перед собою луча света, он не знает выхода. Но он от этого не отчаялся, напротив, он словно сжал руками свое сердце. Он старается сохранить какое-то высокое спокойствие... Он не плачет. Он поет мужественную и горькую песню именно потому, что не хочет плакать». Против Бодлера и издателей сборника был возбужден судебный процесс; поэту вменялся в вину «грубый и оскорбляющий стыдливость реализм». Приговор обязал поэта уплатить штраф и изъять из состава сборника шесть стихотворений. Бодлер утверждал, что его книгу «надо судить в ее целостности, и тогда из нее вытекает жестокий нравственный урок». Во второе издание сборника (1861) поэт включил более тридцати новых стихотворений, представляющих собой художественно наиболее сильную и социально насыщенную часть книги. Последнее художественное произведение Бодлера — «Стихотворения в прозе» (издано полностью в 1869 г.). Идейный центр сборника составляет группа поэм, проникнутых сочувствием к трудящимся и угнетенным, к простому человеку

(«Игрушка бедняка», «Глаза бедняков», «Отчаяние старухи», «Толпа»). Клеймо судебного приговора всю жизнь мешало поэту: издатели отказывались печатать его произведения. В 1864 г. он уехал в Бельгию, где, неизлечимо больной и забытый, вел нищенский образ жизни. Умер он в возрасте 46 лет.

Произведения

Лирика / Предисл. П.Антокольского.- М.: Худож. лит., 1966.- 187 с.; Цветы зла / Изд. подгот. Н И Балашов, И. С. Поступальский. - М.: Наука, 1970.-479 с.- (Лит. памятники); Цветы зла;

Стихотворения в прозе; Дневники; Сартр Ж. П. Бодлер / Сост., вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Высш. шк., 1993. — 511 с.; Шарль Бодлер об искусстве / Вступ. ст. В.Левика; Послесл. В. А. Мильчиной. — М.: Искусство, 1986. —421 с. Oeuvres / Texte établi et annoté par Y.-G. Le Fantec. - Paris: Gallimard, 1956.- 1575 p.

Литература

Левик В. «Он жил во зле, добро любя».- Вопр. лит., 1964, № 7, с. 153—170; Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль.- М.: Худож. лит., 1979.- 316 с. Prévost J. Baudelaire: Essai sur l'inspiration et la création poétiques.- Paris: Mercure de France, 1953.- 384 p.; Quesnel M. Baudelaire, solaire et clandestin.- Paris: PUF, 1987.- 333 p.; Ruff M. A. Baudelaire. — Nouv. éd. — Paris: Hatier, 1966. — 223 p.

Вернуться к оглавлению