Наши партнеры

Moscow-bassejn.ru - http://moscow-bassejn.ru/ для чего нужна деревянная Купель для бани.

ЭДМОН И ЖЮЛЬ ДЕ ГОНКУРЫ (EDMOND DE GONCOURT. 1822-1896; JULES DE GONCOURT. 1830-1870)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— братья-писатели, творчество которых представляет собой образец прочного содружества, слияния двух творческих индивидуальностей; несмотря на разницу в возрасте, их с молодых лет связывала глубокая духовная общность. Их творческие принципы, образ мыслей, художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Вся их жизнь была без остатка отдана творческому труду. Богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники» Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека и составили более 20 томов. В 50—60-е гг. XIX в. Гонкуры, уже сформировавшиеся писатели, вошли в круг писателей-реалистов; с самого начала они считали себя учениками и последователями Бальзака, а позже встречались на знаменитых «обедах пяти» с Золя, Флобером, Доде и Тургеневым. Их программный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя и заслужил его восторженный отзыв. Впоследствии Гонкуры вошли в так называемую Меданскую группу писателей-натуралистов, признанным главой которой к тому времени стал Золя. В творчестве Гонкуров нашли отражение как сильные, так и слабые стороны натуралистической школы. Под влиянием идей позитивистской философии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точного воспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоев современного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов, изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. Братьям Гонкурам был свойствен глубокий интерес к искусству, которое они в конечном счете считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, они оставили ряд значительных работ: «Искусство XVIII века» (1859—1875), «Актрисы XVIII века», монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусаи. После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность. Задетый грандиозным успехом «Западни» Золя, ставшего признанным главой натуралистической школы, Э. Гонкур обратился к поиску новых путей в развитии романа. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы, близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизни людей искусства, творческих талантливых натур и их среды — это «Братья Земганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). В последнем романе правдиво описаны театральная среда и актерский быт. Прототипом героини послужила великая трагическая актриса XIX в. Рашель; самые глубокие страницы романа посвящены ее работе над ролью Федры и показу внутренней творческой жизни актрисы. После смерти Эдмона де Гонкура его состояние в соответствии с волеизъявлением покойного было передано в фонд ежегодной литературной премии. До настоящего времени Гонкуровская премия — одна из крупнейших и самая престижная литературная премия Франции.

Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux. 1864)

— роман, в котором проявились все характерные особенности творческой манеры Гонкуров. В программном предисловии авторы заявили, что нужно ввести в литературу низы общества, описать их безрадостную жизнь. Это история крестьянской девушки, испытавшей много лишений. После смерти родителей она попадает в Париж, где поступает в услужение к мадемуазель де Варандейль — суровой, но добросердечной старой деве. С этих пор судьбы двух одиноких людей сплетаются до самой смерти. Жермини — страстная натура, склонная к преданной любви и самопожертвованию. Ею овладевает страсть к молодому Жюпийону, сыну торговки, грубому, наглому и бессердечному человеку. Равнодушно принимая ее любовь, он мало-помалу обирает Жермини. Она терпит от него унижения и начинает пить. Эта порочная жизнь остается тайной для мадемуазель Варандейль. Двойная жизнь и постоянная ложь приводят Жермини к полному падению. Сломленная, она опускается все ниже и в конце концов умирает на больничной койке. Все образы романа списаны авторами с натуры, реалистически показано мрачное «дно» Парижа. Гонкуры мастерски описывают борьбу, происходящую в душе Жермини, угрызения совести, различные этапы ее морального падения. В образе Жермини авторы ближе всего подошли к изображению реальной трагедии простого человека, который в силу бесчеловечных условий жизни обречен на пороки и преступления.

Братья Земганно (Les frères Zemganno. 1879)

— самый известный роман Эдмона Гонкура, написанный после смерти брата и содержащий много автобиографического материала. По словам Золя, Э. Гонкур «ощутил потребность изобразить в символической форме прочные узы, соединявшие его с братом, возникшие в результате тесного и каждодневного сотрудничества». Лирическая история жизни двух братьев-акробатов Джанни и Нелло, нежная дружба между ними, их многолетние скитания, сначала с бродячим цирком отца, а затем вдвоем, их творческие поиски изображены автором с великолепным знанием цирка, его особой романтической атмосферы. Э. Гонкур воспевает искусство как постоянный труд, требующий изобретательности и полной самоотдачи. Лучшие сцены в романе — описания идеальной слаженности акробатов в их смертельно опасной работе. Джанни создает особенно эффектный номер, который должен прославить братьев. Однако козни цирковой наездницы, богатой американки Томпкинс, приводят к трагической развязке — Нелло после падения остается калекой, а Джанни ради душевного успокоения брата отказывается от любимой профессии. «Эта славная книга взволновала меня своей человеческой грустью и навсегда внушила мне особенно внимательное, страстное и сочувственное отношение ко всем людям, отдающим миру лучшее своей души»,— писал о романе М. Горький.

Произведения

Дневник: Записки о литературной жизни: Избранные страницы: В 2 т. — М.: Худож. лит., 1964; Жермини Ласерте; Братья Земганно; Актриса Фостен / Вступ. ст. В. Шора. — М.: Худож. лит., 1972. — 492 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 21 t. — Genève: Slatkine, 1986; Germinie Lacerteux; Les frères Zemganno / Предисл. З.М.Потаповой. — M.: Progrès, 1980. — 366 p.; Journal: Mémoires de la vie littéraire, 1851—1896: En 3 t.- Paris: Laffont, 1989.

Литература

Дюшен И. «Дневник» Гонкуров. — Новый мир, 1965, № 9, с. 261—264; Шор В. Гонкуры и импрессионисты. — В кн.: Импрессионисты, их современники, их соратники, М., 1976, с. 132—148. Billy A. Les frères Goncourt. La vie littéraire à Paris pendant la seconde moitié du XIX-е siècle. — Paris: Flammarion, 1965. — 518 p.; Caramaschi E. Réalisme et impressionisme dans l'oeuvre des frères Goncourt. — Pisa: Libr. Goliardica; Paris: Nizet, 1971. — 297 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV