АЛЬФОНС ДОДЕ (ALPHONSE DAUDET. 1840-1897)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— автор множества романов и рассказов, в детстве и юности жил в Провансе. Нравы и фольклор, быт провансальских рыбаков и пастухов, жизнь провинциальной Франции были ему хорошо знакомы и послужили материалом для многих произведений («Малыш», 1868; «Письма с моей мельницы», 1869; «Арлезианка», 1872). После разорения отца-фабриканта шестнадцатилетний Доде становится помощником учителя у себя на родине, а затем переезжает в Париж, где работает газетным хроникером, совмещая государственную службу с писательским трудом. Его многочисленные ранние литературные опыты остались незамеченными. На протяжении нескольких лет Доде был секретарем министра. Жизненный опыт дает ему богатый материал для изображения нравов журналистов, государственных деятелей, сделавших политику средством обогащения. Доде посвятил большую часть творчества описанию французского общества периода Второй империи и Третьей республики («Набоб», 1877; «Бессмертный», 1888; «Опора семьи», 1897). Тонкий художник, хорошо владевший искусством иронии и мягкого юмора, Доде создал также произведения, ярко показывающие социальную несправедливость («Фромон младший и Рислер старший», 1874).

Малыш (Le petit chose. 1868)

— одна из лучших книг Доде, содержит автобиографический материал, относящийся к детству и юности автора. Молодость героя книги Даниэля Эйсета полна лишений; бедность становится препятствием на пути к осуществлению его творческих надежд. Сначала он работает учителем в коллеже маленького провинциального городка. Его тяготят и глубоко возмущают царящие там грубость и подхалимство, разное отношение к детям бедняков и богачей. Он оставляет коллеж, чтобы жить литературным трудом. Несмотря на большие способности, Даниэль далек от преуспевания и влачит беспорядочное, полунищее существование. Потеряв любимого брата Жака, умершего от нужды, преодолев тяжелую болезнь, Даниэль решает бросить поэзию и вести обыденную жизнь ради слепой матери и ради возлюбленной Камилы Пьеро. Он женится на Камиле и становится компаньоном торгового дома «Фарфор и хрусталь».

Письма с моей мельницы (Lettres de mon moulin. 1869)

— сборник, часть рассказов которого представляет собой реалистические бытовые картины из жизни простых людей, часть же — творчески обработанные легенды и сказания Прованса. Патриархальный Прованс опоэтизирован Доде и противопоставлен Парижу как воплощение чистой, мирной и изобильной жизни. Прелестна провансальская притча о козочке, любившей свободу больше жизни, ради этого убежавшей в горы и погибшей в зубах волка («Козочка господина Сегена»). Увлекательна «Легенда о человеке с золотыми мозгами», герой которой становится жертвой не только собственной жажды наслаждений и расточительности, но и алчности жены, друзей и близких, которые доводят его до гибели, понемногу расхищая золото, хранящееся у него в голове. Рассказы, написанные в духе средневековых «фаблио», в традициях французского народного творчества («Папский мул», «Эликсир преподобного отца Гоше»), остроумны, насыщены веселым юмором. В новеллах, посвященных современной провансальской деревне, ее виноделам и пастухам, Доде раскрывает душевное богатство простых людей, цельность их чувств, человечность, солидарность («Звезда», «Тайна дедушки Корниля»). Поэтичен рассказ «Арлезианка» — о страстной любви пастуха Жану, разрушенной предрассудками его семьи и окончившейся самоубийством героя. Этот рассказ послужил основой драмы Доде, на сюжет которой Бизе написал музыкальную сюиту «Арлезианка».

Необычайные приключения Тартарена из Тараскона (Tartarin de Tarascon. 1872)

— первая и наиболее интересная часть трилогии, посвященная популярнейшему герою Доде Тартарену, имя которого стало нарицательным для обозначения фанфаронства и хвастливой фантазии. Вторая и третья книги — «Тартарен в Альпах» (1885) и «Порт Тараскон» (1890) — гораздо слабее. В пародийном романе «Тартарен из Тараскона» Доде с остроумием и наблюдательностью рисует мещанские нравы провинциального южного городка. С ироническим пафосом он описывает «подвиги» своего героя, темпераментного провансальца, смешного толстяка, тщеславного хвастуна и враля Тартарена, трусливого, но обуреваемого жаждой славы и пускающегося в различные авантюры (путешествие в Алжир, охота на львов). Тартарен выходит из своих приключений весьма жалким и потрепанным. Путешествие в Алжир оказывается далеко не романтическим, а его единственная добыча — слепой ручной лев. Измученный путешествием Тартарен находит в себе все же достаточно энергии и воображения, чтобы, вернувшись в родной город, сохранять героическую позу и поражать тарасконцев рассказами о своих охотничьих «подвигах».

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Под ред. Н.М.Любимова; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1965; Тартарен из Тараскона; Бессмертный / Пер. Н.Любимова, Э. Шлосберг; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Худож. лит., 1974. — 525 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Contes et nouvelles choisies / Сост. и Послесл. С. В. Волкова. — М.: Éd. en langues étrang., 1958. — 407 p.; Lettres de mon moulin. — (Éd. définitive). — Paris: Lemerre, 1952. — 256 p.; Le petit chose. — Paris: Fasquelle, 1966. — 278 p.; Tartarin de Tarascon; Tartarin sur les Alpes. — M.: Éd. en langues étrang., 1948. - 262 p.

Литература

Пузиков А. Альфонс Доде и реалистические традиции. — В кн.: Пузиков А. Портреты французских писателей, М., 1967, с. 223—261. Benoit-Guyot G. Alphonse Daudet, son temps, son oeuvre. — Paris: Tallandier, 1947. — 251 p.; Rouré J. Alphonse Daudet.- Paris: Julliard, 1982.- 319 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV