Наши партнеры

Ucheba.ru - Подобрать техникумы природопользования можешь здесь!

ЭМИЛЬ ЗОЛЯ (EMILE ZOLA. 1840-1902)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— писатель, творчество которого ознаменовало новый этап развития реализма. Признанный глава натуралистической школы, увлеченный идеей литературы документа, создания «научного романа», Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. Основываясь на теории наследственности, он отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. Однако художественное творчество Золя гораздо шире его литературных теорий. Широкие обобщения Золя, панорамные картины социальной действительности, острые разоблачения пороков общества явились результатом глубокого изучения жизненного материала, тонкой наблюдательности, большого художественного воображения. Золя родился в провинции в семье инженера. Переехав в 1858 г. в Париж, Золя прошел трудный путь лишений, бедности и упорного труда. В 1862 г. он поступил на службу в издательство «Ашетт», что дало ему возможность окунуться в парижскую литературную жизнь. В 1860-х гг. он опубликовал первые романы и несколько сборников литературно-критических и искусствоведческих статей, направленных против академизма, в защиту импрессионистов. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) Золя впервые сформулировал свой метод натурализма. В 1868 г. Золя начал свой грандиозный труд — серию романов о Второй империи. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871—1893). Первоначальный план ее включал 10 романов, однако последующие исторические события (франко-прусская война, Парижская коммуна) побудили Золя раздвинуть рамки цикла, вывести новые типы и социальные слои. В окончательном виде серия включает 20 романов. Причем в ходе работы идея наследственности постепенно утрачивала главенствующую роль, ее вытесняла историческая и социальная точка зрения. В 1880-е гг., в период написания «Жерминаля» — первого романа о рабочем движении, — Золя, по собственному выражению, все чаще «наталкивался» на социализм. В 1890-е гг. Золя написал цикл романов «Три города» — «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898), объединенных идейными исканиями главного героя Пьера Фромана. Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903); последний роман, «Справедливость», остался ненаписанным. В 1898 г. Золя возглавил движение общественности в защиту Дрейфуса, офицера французского генерального штаба, еврея по национальности, против которого реакционная военщина сфабриковала дело по обвинению в шпионаже. Дело Дрейфуса (90-е гг. XIX в.) вызвало ожесточенную борьбу между военной монархистско-аристократической и клерикальной верхушкой и демократическими кругами. Широкий общественный резонанс имело разоблачительное письмо Золя к президенту Французской республики «Я обвиняю». За его смелые общественные выступления, позже собранные в книге статей «Истина шествует» (1901), писатель был приговорен к тюремному заключению. По совету друзей он уехал в Англию, где пробыл год. Осенью 1902 г. Золя внезапно скончался. Широкой прижизненной известности Золя в России способствовала его работа в журнале «Вестник Европы» (1875—1880), где впервые публиковались многие его литературно-критические статьи.

Карьера Ругонов (La fortune des Rougons. 1871)

— роман, в котором Золя знакомит читателя с лавочником Пьером Ругоном и его сводным братом, пьяницей Антуаном Маккаром, многочисленные потомки которых будут действующими лицами остальных девятнадцати романов цикла. События романа относятся к декабрю 1851 г., когда все реакционные силы Франции объединились, чтобы задушить республику и объявить императором Луи Бонапарта. Салон Пьера Ругона становится центром политических интриг в городке Плассане. Ругон и его единомышленники пускаются на бесчестные и провокационные авантюры, чтобы выслужиться перед теми, кто в ближайшие дни придет к власти. С большим подъемом и сочувствием описывает Золя республиканское восстание, в котором участвовали рабочие и часть крестьянства. Революционный порыв масс, благородную чистоту народных стремлений Золя воплотил в образах юноши Сильвера и его подруги Мьетты. История их любви, их романтическое воодушевление идеями справедливости является контрастом бесчестным поступкам представителей антиреспубликанского лагеря. Особенно значительна драматическая сцена смерти Сильвера и Мьетты, погибающих во время столкновения повстанцев с войсками.

Чрево Парижа (Le ventre de Paris. 1873)

— роман, который строится на конфликте двух непримиримых социальных начал, на борьбе «толстых» и «тощих», на столкновении людей самодовольных и сытых с человеком, безразличным к собственности. Чревом Парижа Золя называет Центральный парижский рынок, превратившийся в романе в гигантскую аллегорию, символизирующую тупую сытость и торгашескую психологию мелкой буржуазии — опоры режима Второй империи. В центре книги — семья преуспевающего колбасника Кеню. Его жена Лиза благодарна правительству, обеспечившему процветание ее лавочки. Свою позицию она называет «политикой порядочных людей». Золя раскрывает суть этой мещанской «порядочности», показывает ее себялюбие и ограниченность. Покой Лизы нарушает появление брата Кеню Флорана, республиканца, бежавшего с каторги. Флоран некоторое время работает на рынке инспектором, но вторично попадает под арест за участие в тайном обществе. Золя иронически изображает кружок заговорщиков, не идущих дальше либеральной фразы. Флоран бескорыстен и честен, но Золя показывает и его беспомощность, оторванность от жизни. Супруги Кеню понимают, что Флоран наверняка обречен на гибель. Однако они испытывают успокоение, радость возвращения к спокойной, сытой жизни.

Западня (L'assommoir. 1877)

— роман, в центре которого история кровельщика Купо и его жены прачки Жервезы. Оба они трудолюбивы и готовы бороться за скромное счастье. Несчастный случай — падение Купо с крыши и его вынужденная праздность — приводят его в кабачок. Это и есть «западня», с этого начинается моральная и физическая деградация Купо, погибающего в конце книги от белой горячки. Печальная участь ожидает и Жервезу. В этом романе впервые в литературе была показана с суровой прямотой обездоленность низших классов, бесправное и униженное положение рабочего люда, его физическая и духовная деградация. Вопреки первоначальному намерению — объяснить пристрастие к алкоголю дурной наследственностью — Золя показал алкоголизм как социальное явление. Мрачная и нищая обстановка жизни парижских ремесленников, атмосфера скандалов, пьянства, грубости, непосильный труд — все это показано автором с беспощадной правдивостью, с подлинным сочувствием к человеку.

Жерминаль (Germinal. 1885)

— роман, действие которого происходит в шахтерском поселке, где потомственная шахтерская семья Маэ влачит жизнь, полную беспросветного изнурительного труда, постоянной бедности, душевного отупения. Со свойственной ему точностью описывая условия жизни и труда рабочих, Золя показывает шахтерскую массу, выводит галерею типов, наделив каждого индивидуальными чертами характера. Через весь роман проходит тема трудовой солидарности. Общий труд и общие страдания сближают шахтеров. Чувство коллектива проявляется и в часы сходок, и в дни вынужденной безработицы. Во время катастрофы на шахте все шахтеры готовы пожертвовать жизнью, чтобы спасти попавших в обвал. Механик Этьен Лантье в дни забастовки становится организатором и вожаком рабочих, проникается идеями социализма. Золя выводит на страницы романа представителей различных социалистических учений, в том числе русского анархиста Суварина. Однако движение шахтеров автор изображает как разбушевавшуюся стихию. В массовых сценах, в частности рисуя поход шахтеров, Золя изображает толпу, способную смести все на своем пути. Однако он верит в законность и конечную победу этого стихийного бунта. Особое место в романе занимает центральный женский образ Катерины Маэ. Несмотря на тяжелое существование, она непосредственна и чиста, мечтает о красоте и стремится к счастью. В конце своей недолгой жизни, оказавшись засыпанной в шахте вместе с любимым ею Этьеном, она обретает внутреннюю свободу.

Разгром (La débâcle. 1892)

— роман о поражении французов во франко-прусской войне и о крахе Второй империи, логическое завершение социальной эпопеи Золя. Писатель достигает художественных высот в изображении огромных людских масс на дорогах Франции, тяжких лишений солдат, их непроходящей усталости, голода, растерянности. Он рисует картины бессмысленных передвижений колоссальной армии, обреченной на поражение и разложившейся с самой ее верхушки. Наполеон III, безвольный, ослабленный болезнью и лишенный власти, олицетворяет разваливающуюся империю. Золя показывает антипатриотические силы Франции в лице генерала Бургель-Дефейля, безразличного ко всему, кроме собственной персоны, капитана Бодуэна, мечтающего лишь о карьере и наслаждениях, фабриканта Делагерша, готового на соглашение с врагом, если это сулит ему выгоду. В то же время писатель показывает великое преображение безвестных и незаметных людей, охваченных патриотическим порывом и готовых на героические поступки в грозный час опасности. Воплощением здоровых сил нации становится капрал Жан, ненавидящий войну, но в трудные дни спокойно и уверенно исполняющий свой долг. Центральный персонаж романа интеллигент Морис болезненно реагирует на происходящие события, чувствуя себя бессильным хоть как-то повлиять на их ход. Несколько страниц романа посвящены Парижской коммуне, на баррикадах которой сражается Морис. Писатель осудил действия версальцев, но не понял истинного смысла и значения Коммуны. Несмотря на трагическое звучание романа, книга, как и другие романы Золя, завершается жизнеутверждающим аккордом, гимном вечно обновляющейся жизни.

Произведения

Собрание сочинений: В 26 т. / Под общ. ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова; Вступ. ст. И. Анисимова. — М.: Гослитиздат, 1962—1967; Тереза Ракен; Жерминаль / Вступ. ст. С. Брахман. — М.: Худож. лит., 1975. — 621 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 15 vol. / Éd. établie sous la dir. de Н. Mitterand. — Paris: Cercle du livre précieux, 1967-1969.

Литература

Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 424 с.; Кучборская Е.П. Эмиль Золя — литературный критик: К истории реалистического романа во Франции XIX в. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 309 с.; Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя / Пер. О.Добровольского и В. Финикова; Ред. и предисл. С. Емельяникова. — М.: Прогресс, 1966. — 510 с.; Лещинская Г. И. Эмиль Золя: Библиогр. указ, рус. пер. и критич. лит. на рус. яз. — М.: Книга, 1975. — 342 с.; Пузиков А. И. Портреты французских писателей; Жизнь Золя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Худож. лит., 1981. — 576 с. Barbusse H. Zola. — Paris: Gallimard, 1932. — 296 p.; Castelnau J. Zola. — Paris: Tallandier, 1946. — 253 p.; Jouvenel B. de. Vie de Zola. — Paris: Julliard, 1979. — 298 p.; Mitterand Н. Zola et le naturalisme. — Paris: PUF, 1989.- 127 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV