Наши партнеры

Услуги по изготовлению памятников granitreal.ru.
модели
Беспроцентные кредиты

АНАТОЛЬ ФРАНС (ANATOLE FRANCE. 1844-1924)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— настоящее имя писателя Анатоль Франсуа Тибо, вырос в семье букиниста, в лавке которого с детских лет встречал выдающихся людей литературного Парижа и рано познакомился с сокровищами мировой литературы. Он начинал как поэт и журналист, но довольно быстро завоевал мировую известность как писатель острого и блестящего ума, выдающийся сатирик, тонкий стилист, большой эрудит. Несмотря на свойственный ему скептицизм, он всегда вставал на защиту гуманизма, демократии, прогресса, выражая передовое общественное мнение Франции, примером может служить его активное участие в деле Дрейфуса. Франс приветствовал русскую революцию 1905 г., разоблачал империалистическую сущность Первой мировой войны, в 1919 г. выступал против интервенции в Советской России. К каким бы историческим эпохам он ни обращался в своих новеллах и романах, будь то античность, эпоха Возрождения, XVIII и XIX вв., он, в совершенстве владея оружием тончайшей и разящей иронии, наносил удары по Франции Третьей республики, показывая истинное лицо высшего чиновничества, военщины, духовенства. Глубоко разочарованный в буржуазной демократии, Франс не верил в возможность изменения повторяющегося «круговорота истории». Первый сборник стихов, «Золотые поэмы» (1873), и поэма «Коринфская свадьба» (1873) свидетельствуют о близости раннего Франса к парнасцам. С 1879 г. писатель целиком посвящает себя прозе. В этом году выходят его повести «Иокаста» и «Тощий кот». В 1881 г. появляется первый роман, «Преступление Сильвестра Боннара», принесший писателю известность. В романе «Таис» (1890) Франс показал себя блестящим мастером исторической детали, воспроизведя с поразительной пластичностью Александрию начала нашей эры, столкновение языческого и христианского миров в противостоящих образах догматика и аскета Пафнутия и прекрасной язычницы актрисы Таис. В конце 1880-х гг. выходит в четырех сериях сборник литературно-критических статей, публиковавшихся в газете «Тан», — «Литературная жизнь» (1888—1892). Философские воззрения Франса 80—90-х гг., его релятивизм и скептицизм нашли выражение в сборнике афоризмов «Сад Эпикура» (1894). В книгах «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра» рамки социальной сатиры значительно расширяются: автор иронизирует не только над историческим прошлым, но и над социальной действительностью Третьей республики. Сборники новелл «Перламутровый ларец» (1892) и «Колодезь святой Клары» (1895) свидетельствуют о тяготении Франса к средневековой легенде с ее наивностью и чистотой и к историческим хроникам, под которые он стилизует повествование, богатое элементами иронии и сатиры. В конце 1890-х гг. в связи с усилением реакции и делом Дрейфуса Франс становится в ряды борцов за демократию. Его ирония переходит в резкую сатиру, обращенную на современную общественно-политическую жизнь. Тетралогия «Современная история» (1897—1901) — вершина сатирического мастерства писателя. Социальная тема характерна для сборника рассказов «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» (1904). В эти годы Франс сближается с социалистами, Ж.Жоресом. В газете «Юманите» печатается его социально-утопический роман «На белом камне» (1904). Русская революция 1905—1907 гг. оказала большое влияние на писателя, поражение ее было для него сильным ударом. В эти годы он приходит к идее круговорота истории. В сатирическом романе «Остров пингвинов» (1908) в гротескно-карикатурной форме пародируется история Франции и история человеческой цивилизации в целом. Книга «Боги жаждут» (1912) — исторический роман из времен Великой французской революции. Главный герой его, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами, он готов на любую жертву ради торжества революционной идеи. Но постепенно он превращается в жестокого фанатика. Совершать революцию во имя человечества и утратить человечность — этот парадокс, раскрывающийся в романе, определяет трагический замысел книги. В 1914 г. появляется сатирический роман «Восстание ангелов». В последние годы жизни Франс заканчивает цикл воспоминаний о детстве, начатый в 1885 г. «Книгой моего друга», за которой последовали «Пьер Нозьер» (1899), «Маленький Пьер» (1919), «Жизнь в цвету» (1922).

Преступление Сильвестра Боннара (Le crime de Sylvestre Bonnard. 1881)

— первое крупное произведение писателя, принесшее ему славу. Рассказ ведется от лица старого профессора, во многом наивного чудака. На страницах романа возникает образ бескорыстного ученого — энтузиаста, гуманиста, который уходит от пошлости окружающего мира в науку, в старинные книги и рукописи. Нерастраченные чувства одинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодой девушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности. Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамью подсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, где вдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. Книга «Преступление Сильвестра Боннара» примечательна тонким, мягким юмором и большой поэтичностью.

Харчевня королевы Гусиные лапы (La rôtisserie de la reine Pédauque. 1892); Суждения господина Жерома Куаньяра (Les opinions de Jérôme Coignard. 1893)

— обе эти книги объединены образом любимого героя Франса аббата Куаньяра. В первой книге о нем рассказывает его наивный и скромный ученик, сын трактирщика Жак Турнеброш, который после множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит «тихую пристань» в книжной лавке, где и пишет мемуары. Аббат и его ученик, живущие в XVIII в., сталкиваются с разными людьми, некоторые из них нарисованы автором реалистически (Катерина, монах Анж, превратившийся в бродягу). Но образы зловещего фанатика и чернокнижника Мозаида или сумасшедшего маркиза д'Астарака, пытающегося при помощи алхимии создать искусственное золото и драгоценные камни, решены в романтико-ироническом ключе. Вторая книга — это собранные и систематизированные мнения Куаньяра по различным вопросам. Главное в обеих книгах — философия аббата, скептика и любителя наслаждений. Социальной лжи и несправедливости аббат Куаньяр противопоставляет жизнерадостную мудрость Эпикура. Куаньяр наносит своими высказываниями немало чувствительных ударов по беспринципности политических партий, по милитаризму и клерикальной реакции. В конце концов Куаньяр приходит к мысли о необходимости активно исправлять пороки действительности, которые неизбежно ассоциируются у читателя с современной писателю Францией.

Современная история (Histoire contemporaine. 1897—1901)

— цикл романов, в который входят книги «Под придорожным вязом» (1897), «Ивовый манекен» (1898), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901). Романы, обращенные к современности и написанные в годы усиливающейся реакции, объединяет образ профессора-филолога Бержере. Это честнейший гуманист, ученый, пытающийся уйти от мира мещанской пошлости, беспринципности и реакции в книги и рукописи. В первых трех романах господин Бержере живет в провинции, где становится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных с перевыборами префекта и назначением епископа. Аббат Гитрель и префект Вормс-Клавелен — с великолепной иронией нарисованные типы клерикальных и политических деятелей Третьей республики. Гитрель добивается епископской кафедры, очень ловко усвоив компромиссные приемы продвижения по ступеням карьеры. И в «Аметистовом перстне», и в «Господине Бержере в Париже» (здесь повествуется о том, как профессор приезжает в столицу для работы в университете) нарисована с подлинным сатирическим блеском галерея реакционных деятелей церкви и армии монархических заговорщиков из среды золотой молодежи, светских дам, плетущих интриги в своих будуарах.

Остров пингвинов (L'île des pingouins. 1908)

— роман, в котором в гротескном и окарикатуренном виде воспроизводится официальная история Франции, а заодно и история всего человечества. Рассказывая об истории глупых птиц пингвинов, по ошибке окрещенных и в связи с этим превращенных в людей, Франс пародирует церковные легенды, которые занимают значительное место в официальной истории Франции. Но наибольшей разоблачительной силы художник достигает в описаниях военщины, суда, духовенства, «демократии» Пингвинской республики. «Дело о 80 тысячах охапок сена» — острое сатирическое разоблачение дела Дрейфуса. В галерее политических деятелей Пингвиний легко узнать «больших людей» Третьей республики. В конце концов Пингвиния превращается в государство, судьбы которого решает финансовая олигархия. Смертоносные изобретения, полная деморализация сводят на нет культурное развитие Пингвиний. Она взрывается. Но история цивилизации начинается снова, повторяя по кругу неоднократно пройденные ею этапы.

Восстание ангелов (La révolte des anges. 1914)

— фантастический роман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с апокалиптически-гиперболизированной фантастикой (изображение ангельского воинства) и с идиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тиранией Иеговы, спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Они обретают облик людей, смешиваются с ними и уже близки к восстанию. Но их вождь Люцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол и превратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается быть предводителем мятежных ангелов. Идея автора о круговороте истории продиктовала развязку романа. Франс достиг в нем блестящего сатирического мастерства, необычайной остроты и неожиданности парадоксальных ситуаций. С необычайной смелостью автор награждает ангелов и архангелов самыми легкомысленными человеческими чертами. Это парадоксальное смешение небесного и земного, «богохульное» сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа Франса в список книг, запрещенных Католической Церковью.

Произведения

Собрание сочинений: В 8 т. / Пер. под общ. ред. Е. А. Гунста, В. А. Дынник, Б. Г. Реизова; Вступ. ст. В.А.Дынник. — М.: Гослитиздат, 1957—1960; Преступление Сильвестра Боннара; Остров пингвинов; Боги жаждут / Вступ. ст. В.Дынник. — М.: Худож. лит., 1970. — 622 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes illustrées: En 25 t. — Paris: Calmann-Lévy, 1932—1953; Histoire contemporaine: En 2 vol. / Предисл. и коммент. Н. Ф. Ржевской. — М.: Progrès, 1965; L' île de pingouins / Послесл. и коммент. К.А.Долинина. — 2 éd. — M.: École supérieure, 1967. — 376 p.

Литература

Анатоль Франс: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз. / Сост. Г.И.Лещинская, М. В. Линдстрем; Вступ. ст., отв. ред. Н. Ф. Ржевская. — М.: Книга, 1985. — 214 с.; Анисимов И. И. Анатоль Франс. — В кн.: Анисимов И. И. Живая жизнь классики, М., 1974, с. 100—190; Ковалева И. С. Творчество Анатоля Франса в годы перелома, 1889—1895. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. — 266 с.; Лиходзиевский С. Анатоль Франс: Очерк творчества. — Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1962.- 420 с.; Фрид Я.В. Анатоль Франс и его время. — М.: Худож. лит., 1975. — 389 с. Levaillant J. Essai sur l'évolution intellectuelle d'Anatole France. — Paris: Colin, 1965. — 911 p.; Livre d'or du centenaire d'Anatole France. — Paris: Calmann-Lévy, 1949. — 304 p.; Suffel J. Anatole France par lui-même. — Paris: Éd. du Seuil, 1957. — 190 p.; Vandegans A. Anatole France: Les années de formation. - Paris: Nizet, 1954. - 378 p.

Вернуться к оглавлению